Вахтанг Джанашия: По мотивам Воронежской цифири

Колумнист Metro - о Черноземье

Уж и не упомню, когда последний раз доводилось на основном месте работы заниматься родным российским Черноземьем. Было неактуально, что, прямо скажем, настораживает: ведь этот регион – сердце нашей страны. Потенциальный кормилец. А город-миллионник Воронеж – так просто один из крупнейших промышленных центров России.

А вот цифры. Из пяти областей Черноземья – Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской – Воронежская самая благополучная. В бюджете на нынешний год доходы – 76,6 млрд рублей, из которых 76,5 процента направляется на социалку. Расходы – 77,5 млрд. Дефицит в 900 млн – сущие мелочи в сравнении с другими областями, где долги кратно больше. Да и у воронежцев в прошлом году дефицит был 5,6 млрд.

А ведь в области наисовременнейшая Нововоронежская АЭС (электроэнергии с избытком!), заводы-гиганты по производству экскаваторов, мостовых конструкций, самолётов-аэробусов и ракетных двигателей, синтетического каучука. Пищевая промышленность… А ещё три четверти территории области – пашня. Чернозёмная! Когда-то снабжали зерном всю Европу. А теперь при таких ресурсах дефицит бюджета, который лишь примерно на 35–40 процентов обещает покрыть Федеральный центр.

Но, кстати, у самого успешного российского губернатора калужанина Артамонова дефицит в 734 млн. Правда, ресурс у Калужской области единственный, но какой: два часа до Москвы! Просто магнит для инвестиций. Однако, заметьте, рядом со столицей немало областей, а до успехов Артамонова им далеко.

Губернаторам в российской глубинке не позавидуешь. Тот же воронежский Гордеев, бывший министр сельского хозяйства РФ, возглавил область сразу после кризиса 2008 года. Едва ситуация утряслась, как шарахнули переворот на Украине и антироссийские санкции. Сельское хозяйство поднялось, избавившись от западного демпинга, а для промышленности утрата дешёвых кредитов – удар наотмашь.

Несколько дней тому назад президент встретился с главой Центробанка Набиуллиной, выразил ей полное доверие, сообщив, что намерен рекомендовать её главой ЦБ на второй срок. И тем самым подтвердил неизменность экономического курса и правил игры. А значит, можно думать на перспективу, не опасаясь непредсказуемых перемен.

Наша страна, конечно, доживёт до тех времён, когда кредит для кредитуемого будет не авантюрой, а рутинным инструментом хозяйственной деятельности. Пока же необходимо встраиваться в различные программы развития регионов, в национальные проекты, чтоб привлекать средства в область. А ведь желающих пробиться к программным деньгам – почитай, вся Россия.

А значит, необходимо инициировать собственные проекты, интересные Центру. Решать часть проблем, получив разрешение "сверху" на региональные эксперименты. И, конечно, изыскивать все возможности для привлечения иностранных инвестиций – подвиг в условиях разгула санкций против нашей страны.

А ещё... Во времена приватизации по Чубайсу региональные лидеры Лужков и Шаймиев сумели, исходя из интересов и особенностей своих территорий, провести приватизацию по эксклюзивной программе. Результаты видит вся страна. А всего-то надо иметь или терпеливо и последовательно "делать" в регионах политиков федерального значения. Которые не только понимают, что между регионами огромной России – тем же Воронежем, Сахалином, Крымом, Москвой, Питером – колоссальная разница. Но и готовы решать проблемы своих областей, не задевая интересы Центра. И умудряясь хотя бы бюджетно не зависеть от дотаций.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии