С появлением новой льготной категории мошенники опять пытаются провернуть старую схему. Адвокат коллегии "Шериев и партнёры" Кирилл Яковлев рассказал Metro, что недавно в квартире, где он живёт с пожилой мамой, раздался звонок на городской номер:
– Женщина попросила к телефону матушку, назвав её по имени-отчеству. Она стала разговаривать, но ничего не поняла.
Сказала, что передаёт трубку сыну. Ко мне тоже обратились по имени-отчеству, уточнили, является ли мама ребёнком войны, назвав полностью дату её рождения. Заявили, что звонят из собеса: у них есть путёвки для детей войны. Буквально через два-три дня надо было выезжать.
Поняв, что здесь нечисто, адвокат продолжал слушать.
– Если вы не можете поехать, мы можем перевести компенсацию на ваш счёт, – предложила собеседница, добавив, что для этого нужны реквизиты. Но не счёта, а карты – её номер и срок действия.
Кирилл Яковлев задал резонный вопрос:
– Если вы хотите перевести деньги на карту, вам достаточно номера. Зачем вам срок её действия?
Вместо ответа собеседница повесила трубку.
Мошенники обманывают не только стариков. На днях несколько сотен тысяч рублей украли у 32-летнего столичного телерепортёра Павла Мавриди. Ему позвонили с номера, отличающегося от номера Альфа-Банка лишь префиксом, и рассказали о мошенничестве с его картами. Павла убедили сделать денежный перевод и назвать коды из уведомлений – якобы для возврата средств. После этого карты телеведущего опустели.
Он обратился в полицию, и это правильно.
При этом настоящий сотрудник:
- никогда не звонит с номера контакт-центра (этот номер только для входящих звонков);
- никогда не называет никаких фамилий, кроме фамилии самого клиента;
- никогда не просит клиента совершать какие-либо действия со счетами и картами.
Если клиент поверил мошенникам и передал им коды подтверждения операций, которые приходят ему в СМС-сообщениях или пуш-уведомлениях, деньги выводятся со счетов очень быстро. Для банка такие переводы не кажутся подозрительными – ведь мошенник вводит коды, которые может знать только сам клиент. Именно поэтому мы постоянно говорим клиентам, и пишем в самих сообщениях, никогда не передавать коды третьим лицам.
В большинстве случаев мошенники переводят украденное на счета в других банках и выводят через банкоматы при помощи карт, выпущенных на подставных лиц. Вернуть эти деньги можно, только физически поймав мошенников, поэтому банк в таких случаях настоятельно рекомендует обращаться в полицию с заявлением о краже. Банк со своей стороны всегда сотрудничает с правоохранительными органами".