Новости

Эксперт рассказал, как наказывали за катастрофы, подобные крушению Ту-154 в Сочи

Может быть заведено уголовное дело на руководство авиабазы
Эксперт рассказал, как наказывали за катастрофы, подобные крушению Ту-154 в Сочи
Эксперт рассказал, как наказывали за катастрофы, подобные крушению Ту-154 в Сочи
Поиски обломков Ту-154 в Чёрном море. Фото AFP
Поиски обломков Ту-154 в Чёрном море. Фото AFP
Поиски обломков Ту-154 в Чёрном море. Фото AFP
Поиски обломков Ту-154 в Чёрном море. Фото AFP
Поиски обломков Ту-154 в Чёрном море. Фото AFP1/3

Экипаж Ту-154, разбившегося в Сочи был переутомлён и превысил санитарную норму по перелётам, рассказал Metro заслуженный пилот России и бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник. Специалист рассказал об особенностях самолёта, и том какая ответственность раньше ждала руководство в случае авиакатастрофы.

Следственный комитет России может возбудить новое уголовное дело по факту крушения военного Ту-154Б-2, разбившегося в Черном море 25 декабря прошлого года, пишет "Коммерсантъ". Если подтвердятся выводы экспертов о том, что причиной катастрофы стала потеря пилотом ориентировки в пространстве из-за переутомления будет, возбуждено Дело о халатности в отношении командования 800-й авиабазы и ВКС.

– Существуют документы по организации лётной работы, которые прописаны в федеральных авиационных правилах, – говорит Сытник. – И руководство авиакомпании или, в данном случае, авиаполка должно следить за режимом отдыха и работы своих экипажей. После этой катастрофы cпециальная комиссия выяснила, что экипаж в этот месяц уже перелетал санитарную норму, которая определена для самолёта Ту-154. Это 70 часов.

Заслуженный пилот России рассказал об отличии Ту-154 от современных самолётов.

– На современных авиалайнерах эта норма на 10 часов больше, так как на этих машинах больше автоматики и считается, что психоэмоциональная нагрузка на пилотов меньше, – отмечает Сытник. – Они являются скорее операторами быстродействующей машины и могут работать и по 90 или даже 100 часов. Но человек может выдержать такое месяц-два в году, а если это происходит регулярно, то наступает общая физическая и психологическая усталость и могут быть допущены фатальные ошибки, как и произошло в этом случае. Экипаж взлетал из Сочи в 5:20 утра и у него не был соблюдён режим отдыха. Поэтому и предъявляют претензии к руководящему составу этой базы. На такой машине как ту-154 пилотам нужна концентрация, чтобы следить за стрелками приборов, особенно на взлёте. Для этого там предусмотрено четыре члена экипажа. А на более современных и автоматизированных воздушных судах их всего двое. Но я хочу заметить, что Ту-154 надежный самолёт, который, в своё время, выполнял львиную долю всех авиаперевозок в стране.

По мнению эксперта, раньше ответственность руководства за катастрофы такого масштаба была больше, но и недавно был прецедент соответствующего судебного процесса.

– В то время, когда я выполнял полёты на самолётах Ту-154, за такие катастрофы снимали первых замов министров, не говоря уже о командире лётного отряда и пилотах-инструкторах, – вспоминает эксперт. – Из последних случаев могу вспомнить катастрофу Як-42 в Ярославле. Тогда судили лётного директора компании Як-Сервис за то, что он привлёк неподготовленный экипаж к полёту, в котором, в итоге, разбились хоккеисты. Ему дали условный срок, однако прецедент был.

Напомним, что в среду Минобороны официально обнародовало часть выводов экспертов. Они смогли  посекундно реконструировать все обстоятельства трагедии. Расследование показало, что командир экипажа Волков потерял ориентировки в пространстве, что и привело к крушению самолета. По мнению специалистов, возникновению критической ситуации на борту способствовали "эмоционально-физиологическое утомление" командира Волкова, а также отсутствие у него "устойчивых навыков" пилотирования в сложных ситуациях.

Таким образом, версия о потере пилотом пространственной ориентировки осталась единственной, а все остальные, в том числе о технической неисправности Ту-154 и теракте, были опровергнуты. Ранее СКР возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК РФ).

Крушение  Ту-154 под Сочи – крупная авиационная катастрофа, произошедшая 25 декабря 2016 года. Авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России выполнял рейс по маршруту Москва—Сочи—Латакия, но через 70 секунд после вылета из аэропорта Сочи, где он совершал промежуточную посадку для дозаправки авиатопливом, рухнул в Чёрное море и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа. Крупнейшая авиакатастрофа 2016 года по числу погибших.

В их числе были 65 участников Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, 3 съёмочные группы федеральных телеканалов "Первый канал", "Звезда" и "НТВ" и глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. По информации ФСБ РФ, самолёт не перевозил ни военных грузов, ни пиротехнических средств, ни грузов двойного назначения. На борту находились только багаж пассажиров и 150 килограммов продуктов и медикаментов.

Указом Президента России Владимира Путина 26 декабря было объявлено общенациональным днём траура по погибшим в результате авиакатастрофы.

Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless – "Беззаботный", на сленге советских пилотов – "Полтинник", "Туполь", "Большая Тушка" или "Аврора") – трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер, рассчитанный на 152-180 пассажиров и для авиалиний средней протяжённости. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций.  Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности. Ту-154 - один из самых быстрых серийных пассажирских лайнеров, с крейсерской скоростью более 900 км/час.