Шоу-бизнес

Любовь победила "Нелюбовь", ирония выиграла у пессимизма, а будущее оказалось важнее всего: Что происходит в Каннах

Эксперты прокомментировали итоги Каннского кинофестиваля
Любовь победила "Нелюбовь", ирония выиграла у пессимизма, а будущее оказалось важнее всего: Что происходит в Каннах
Кинофестифаль в Каннах. Фото AFP
Кинофестифаль в Каннах. Фото AFP
Кинофестифаль в Каннах. Фото AFP
Кинофестифаль в Каннах. Фото AFP
Кинофестифаль в Каннах. Фото AFP1/3

Кинокритик Егор Москвитин: "Золотая пальмовая ветвь" фестиваля досталась "Квадрату" – ироничному, несерьёзному, ненапыщенному, но бесконечно глубокому при этом фильму о парадоксах современного искусства. Его награждение было тщательно срежиссировано, чтобы показать, как точно он отразил дух времени, как заслужил право быть гением момента. Жюльет Бинош вышла на сцену под музыку из фильма "Ла-Ла Ленд" – самой романтичной картины прошлого года. Уилл Смит, прежде чем передать ей конверт, рассмешил зал, сделав кучу фотографий. А Николь Кидман присоединилась к ним по "скайпу" - и это на Каннском-то фестивале, бунтовавшем против Netflix и Amazon.

"Квадрат" шведа Рубена Эстлунда – фильм, высмеивающий современное искусство, но не отрицающий своей принадлежности к нему. И пытающийся установить связь между постмодернизмом и классическим европейским гуманизмом. Это непростая задача - и благородное дело.

А Гран-при, вторую по значимости награду, получает драма "120 ударов в минуту" француза марокканского происхождения Робена Кампийо. Это история о радикальной борьбе французских активистов против СПИДа, безразличия общества и лицемерия правительства, отказывающегося признать даже факт наличия эпидемии среди гомосексуалистов. Фильм снят по-голливудски, но с французским тактом: история политического протеста в нем накладывается на историю жертвенной любви, и обе они – на историю умирающей, но сохраняющей огонь любви семьи.

У "Нелюбви" Андрея Звягинцева – приз жюри. Получая его, он был явно расстроен: "как неожиданно быстро все завершилось". Но нам все равно стоит им гордиться, а режиссерам по всему миру  усвоить сигнал: в кино любовь побеждает нелюбовь, вера в будущее сильнее ужасов прошлого, а ирония добирается до сердец зрителей быстрее, чем гнев - и действительно их исцеляет.

Кинокритик Ариуна Богдан: Победа совершенно справедливая – картина Звягинцева выделяется на фоне других лет. Выйдя на сцену, режиссер поблагодарил команду, с которой работает на протяжении нескольких лет: продюсера Александра Роднянского, оператора Михаила Кричмана и сценариста Олега Негина.

Что касается остальных номинаций, то жюри во главе с испанским режиссером Педро Альмодоваром присудило награды максимально объективно. Ветвь за лучшую женскую роль у Дианы Крюгер и за мужскую у Хоакина Феникса, вышедшего на сцену во фраке и кедах (не ясно, как такое получилось при строгом дресс-коде Канн).

Большой приз жюри у драмы Рубена Кампийо "120 ударов в минуту", скорее за тему, нежели за художественность (картина посвящена борьбе за права ВИЧ-инфицированных). Небывалое дело – два победителя в номинации "Лучший сценарий". Обычно кинематографисты жалуются на нехватку историй, а тут сразу две: "Убийство священного оленя" Йоргоса Лантимоса и "Тебя никогда здесь не было" Линн Рэмси.

Недоумение вызывает лишь режиссерский приз Софии Копполе за картину "Роковое искушение" – ничего такого особенного Коппола не сняла. Но зато главная награда "Золотая пальмовая ветвь" искупает все.

Триумфатор юбилейного фестиваля – швед Рубен Эстлунд с ироничным портретом современного общества "Квадрат". И это – правильное решение, говорящее о том, что у жюри есть и вкус, и чувство юмора.