Главная проблема в поиске пожилых людей – равнодушие прохожих

По статистике за 2020 год порядка 80 % городских поисков в Новосибирске у отряда «ЛизаАлерт» — это старики. Metro рассказывает, как избежать подобных случаев и что делать, если пожилой человек уже потерялся

Пропадают пожилые люди разного возраста, от 65 и до глубокой старости, старше 85 лет – меньше из-за естественной смерности населения. Фото ЛизаАлерт
Пропадают пожилые люди разного возраста, от 65 и до глубокой старости, старше 85 лет – меньше из-за естественной смерности населения. Фото ЛизаАлерт
Пик пропаж приходится на тёплое время года. Фото ЛизаАлерт
Пик пропаж приходится на тёплое время года. Фото ЛизаАлерт

В прошлом году поисковому отряду поступило порядка 911 заявок, из них 206 – это поиск пожилых людей. Большинство теряются именно в городе: из 206 человек 167 – это городские поиски. Люди просто выходят прогуляться по обычному маршруту – в магазин или в поликлинику – и пропадают.

– Основные причины пропажи пожилых людей – это дезориентация, связанная с проблемами с памятью. Деменция, неврологические заболевания, болезни Альц-геймера и Паркинсона – серьёзные звоночки, на которые стоит обратить внимание, – рассказывает Алеся Яблонских, руководитель отряда "ЛизаАлерт Новосибирск". – Во всех этих случаях человек помнит что-то из своей жизни, может, имя или где работал много лет назад, но легко забывает, куда и зачем пошёл. Самую большую сложность представляют те пропавшие, которые даже не знают, что они пропали.

Одна из сложностей при поиске пожилых людей – большая география. Как ни крути, это взрослые люди, которые могут передвигаться на внушительные расстояния.

– У пожилых есть деньги, они получают пенсию, копят, а следовательно, могут свободно уехать в другой город или регион. Люди с деменцией в принципе стремятся вернуться туда, где были счастливы в определённый период своей жизни.  Частая история, когда сердобольные попутчики покупают билет одинокой бабушке или дедушке на вокзале просто по доброте душевной, думая, что у тех не хватает средств. И человек уезжает в неизвестном направлении, что сильно осложняет поиск, – рассказал Юрий Кокорин, старший направления "Профилактика пропаж" отряда "ЛизаАлерт Новосибирск". – Но чаще бывает, конечно, иначе. Старики отходят недалеко от дома, садятся на лавочку и могут просто замёрзнуть. Поэтому чем ближе расположен дом к густонаселённым районам, к центру города, тем безопаснее. Вероятность, что кто-то подойдёт и окажет помощь – значительно выше. К счастью, статистически большинство пожилых удаётся найти живыми, но на результат сильно влияют несколько факторов: исходное состояние здоровья, время года, населённость города.

По словам бывалых поисковиков, самый действенный способ обезопасить пожилого человека – не оставлять его одного. 

– А вообще все средства хороши. Можно написать записки с контактами родственников и положить в карманы пожилого человека и даже в обувь! Нередко записки вытаскивают сами старики и выбрасывают, возрастные изменения – штука такая. До обуви, скорее всего, не доберутся. В записке нужно обязательно упомянуть, что у человека проблемы с памятью, – рассказывает Юрий. – Телефон сомнительная помощь, часто пожилые не берут его с собой или не заряжают. Но всё же забить туда свои контакты будет нелишним. Ещё делают специальную бирку на ключи с телефоном родственников. Также неплохо предупредить соседей о том, что человек может быть дезориентирован. Лучше использовать все меры предосторожности.

Главное, советуют поисковики, быть участливым и готовым помочь незнакомому старику.

– Наша главная боль – это равнодушие прохожих. Это настоящая  проблема. Пожалуйста, не проходите мимо, если видите пожилого дезориентированного человека. Если он одет не по погоде, не реагирует на обращение к себе, с потерянным видом или просто бесцельно блуждает – подойдите и спросите, не нужна ли помощь. Насколько это возможно, оцените его состояние и при необходимости обратитесь в скорую помощь, полицию или позвоните на горячую линию поисковиков, обязательно сделайте его фото, – подчеркнул Кокорин.

 

 Случаи поисков пожилых людей
 

Женщина четыре дня бродила по городу.

Женщина вышла в магазин и не вернулась домой. Заявка к нам пришла на второй день, до этого родные сами искали. Получали несколько свидетельств, согласно одному из них – её видели в медицинском центре. Проверили по камерам – она. Женщина вышла из медцентра в бахилах, причём не только на ногах, но и на голове. Однако даже в таком виде она не привлекла к себе внимание прохожих. Позже получили ещё одно свидетельство из отдалённого района. На утро четвёртого дня, примерно в 8 часов, поступил звонок на горячую линию, что ночью похожая женщина приходила на автозаправку. Проверили по камерам: на видео одинокая бабушка поздно ночью зашла в магазин, походила, на вопросы не реагировала, ничего не взяла и ушла. Благо, что люди позвонили нам. Это оказался тот отдалённый район. Женщина передвигалась на городском транспорте, кто-то ей оплачивал проезд. Вскоре нам позвонила женщина и сказала, что "ваша бабушка сидит у нас во дворе на лавочке". Мы тут же выехали, дождались пока приедет её дочь. Дома бабушку покормили, она была очень голодная – ела-ела, родственники думали не остановится… Четыре дня в мегаполисе пожилой человек ходил по улицам и никто не обращал на неё внимание.

  

Мужчина, у которого "Всё нормально".

Дело было зимой. У пожилого мужчины из-за заболевания была несобранная речь – в лексиконе всего несколько фраз: "всё нормально", "всё хорошо" и "как дела?". Плюс потеря памяти. В один день не пришёл домой. У него с собой был телефон, ему звонили – он брал трубку, а ответить ничего не мог, кроме "всё нормально". Только представьте, по городу ходит взрослый мужчина, хорошо одетый, крупный, ухоженный. Переодически достаёт телефон, отвечает, что всё нормально. С виду помощь не требуется. С ним работали наши специалисты "Лес на связь", пытались анализировать звуки вокруг. Но безрезультатно. Одной ночью его видел полицейский патруль на Затулинке. По их словам, в 4 часа ночи на остановке сидел мужчина. К нему подошли, спросили, всё ли хорошо. Ответ нашего дедушки вы уже знаете. Они от него и отстали: ну мало ли, сидит человек в 3–4 часа ночи. Никто не оказал помощь. На второй день на ОбьГЭС выехало несколько наших экипажей, родные колесили на машине и наконец дочь увидела его из такси. Это к вопросу о том, что до сих пор не принят закон, позволяющий определить местоположение сотового телефона пропавшего человека. Человек со связью, но при этом был совершенно беспомощным.

Показать комментарии