Новосибирцы могут подарить заботу подросткам из детдомов

11 апреля стартует акция «День заботы». В этом году фонд «Солнечный город» собирает средства на год работы проекта «Наставничество»

Акция "День заботы" пройдёт 11 апреля. Фото Фонд "Солнечный город"
Акция "День заботы" пройдёт 11 апреля. Фото Фонд "Солнечный город"
Наставник Степан Черноок и Назар. Фото из личного архива Степана Черноока
Наставник Степан Черноок и Назар. Фото из личного архива Степана Черноока
Наставник Ирена Рюмина и Валя. Фото из личного архива Ирены Рюминой
Наставник Ирена Рюмина и Валя. Фото из личного архива Ирены Рюминой
Наставник Марина Нестерова и Максим. Фото из личного архива Марины Нестеровой
Наставник Марина Нестерова и Максим. Фото из личного архива Марины Нестеровой

Суть акции заключается в том, что любой желающий может пожертвовать сумму, эквивалентную стоимости своего рабочего часа или даже целого дня, на доброе дело. В этом году фонд объявил сбор на год работы проекта "Наставничество". Чтобы рассчитать цену своего рабочего часа и определить размер доната, можно воспользоваться специальным "калькулятором заботы" на сайте деньзаботы.рф.

– Деньги собираются на оплату работы кураторов и психологов проекта в 14 регионах нашей страны. Мы со своей стороны привлекаем средства на реализацию проекта. Это могут быть гранты, частные или корпоративные пожертвования, – рассказывает Анастасия Землянова, заместитель директора фонда по волонтёрской работе. – В этом году акция направлена именно на проект "Наставничество". Его главная задача заключается в индивидуальном сопровождении воспитанников детских домов взрослыми волонтёрами-наставниками, которые помогают детям адаптироваться к самостоятельной жизни вне учреждения.

Изначально проект был запущен в 2014 году во всех детских домах Новосибирской области. С 2017 года началась его реализация в других регионах совместно с фондами-партнёрами.

– Перед нами стоит большая задача, чтобы в каждом регионе у ребёнка из детского дома появилась возможность найти близкого человека. Мы уже видим результаты проекта – дети с наставником и без очень отличаются, – отмечает Анастасия Землянова.

По словам кураторов фонда, средний возраст детей, которые ждут наставника, – от 13 до 18 лет. Благодаря проекту сейчас в Новосибирске образовано 128 пар "ребёнок – наставник". 

– Самое главное для наставника – показать подростку свою жизнь без прикрас. Нет задачи развлекать ребёнка и водить его по торговым центрам. Конечно, бывает, что ходят в кино или парк, на выставку или картинг. Но это по желанию. Главное для ребёнка – доверительное общение со "своим" взрослым и возможность делиться переживаниями и эмоциями, какими бы они ни были, – резюмирует Анастасия.

ОПЫТ НАСТАВНИКОВ ПРОЕКТА

Степан Черноок, 34 года, предприниматель

"В какой-то момент я начал думать, что мне есть чем поделиться. И, как это часто бывает, запрос, отправленный во Вселенную, вернулся. Это был рекламный билборд на одной из улиц города. Так я впервые узнал о проекте. Мне понадобилось около года, чтобы решиться, и я пришёл в проект. Парня, для которого стал наставником, зовут Назар. Встречи с ним как будто встроились в мою жизнь. Я люблю активный отдых, именно так мы и проводим наш досуг: сноуборд, картинг, боулинг, фитнес-клуб и т. д. Почти все эти виды активностей были первым опытом для Назара. В этом я вижу ряд плюсов. Во-первых, он расширяет кругозор. Во-вторых, ищет наиболее подходящий для себя спорт. В-третьих, ему всегда интересно. Кроме того, во время такого взаимодействия проще завязать разговор. Часто мы беседуем на простые темы, но в процессе появляются зацепки, которые делают обсуждение важных вопросов более серьёзным и осознанным. Например, о том, какие решения в жизни помогают измениться к лучшему и что такое вообще это "лучшее"... Я вижу в этом свою главную миссию как наставника – делать мир лучше. Конечно, единственный верный путь – начать с себя! Когда Назар говорит мне о вещах, которые мы обсуждали на прошлой встрече, с полным принятием, я понимаю, что мои слова достигли цели и стали частью его мышления. Считаю, что нужно постараться стать другом для ребёнка, чтобы помочь разрешить ему ряд важных вопросов о жизни."

 

Ирена Рюмина 40 лет, технолог

"Я самостоятельно искала примерно такой формат общения с ребёнком. У меня пока нет своих детей, а желание заниматься с кем-то, передать опыт и знания, дарить душевное тепло и заботиться – есть. Рекламу проекта "Наставничество" увидела в интернете, сначала не поверила своим глазам – он точно отвечал моему запросу. Я сразу же заполнила анкету, все заявки на обучение и стала ждать ответа. К счастью, всё получилось. Моей подопечной Валентине 16 лет. Ребёнка подбирают психологи проекта по результатам анкетирования и собеседований. Фото не показывают, поэтому первая встреча происходит почти вслепую для обоих. Это очень волнительный момент. Первое время к ребёнку приезжала один раз в неделю. Позже начала оформлять документы на временную гостевую опеку, чтобы Валю можно было брать домой. Я забираю её на каникулы и длинные выходные в домашнюю обстановку. Дети из детского дома, как правило, не видели нормальных спокойных семей. Проводим с ней вместе время, разговариваем, готовим, что-нибудь сажаем в огороде, катаемся на велосипедах летом и на коньках зимой. Мы беседуем за ужином о прошедшем дне, обсуждаем, что было хорошего и плохого. Девочка меняется, это заметно. Она очень закрытая, интроверт, как и я, поэтому я немного понимаю, что она чувствует. Валя особенно сильно стала меняться, когда я начала проговаривать свои действия от самого начала, вот даже самое простое. Кураторы говорят, что она стала больше общаться со взрослыми, раньше такого не было. Это здорово, и мы все очень рады, что ребёнок меняется."

 

Марина Нестерова, 32 года, научный сотрудник

"Я пришла наставником в проект больше четырёх лет назад. До этого была волонтёром в 6-м детском доме. Моим подопечным стал Максим. Сейчас он уже взрослый парень, скоро 20 лет, со своими интересами, работой и жизнью. Тогда же Максим переживал не самый простой период, он только пару месяцев как попал в детский дом, ему нужна была поддержка. Наставник – это прежде всего поддержка, безусловное принятие ребёнка (не его поступков, а его личности). Можно обсуждать проблемы в поведении, выражать своё видение, делиться своим мнением и представлениями о нормах, показывать на собственном примере, но при этом быть на стороне ребёнка, особенно в конфликтных ситуациях, когда он нуждается в этой поддержке. Как говорит Петрановская, нет плохих детей, есть плохое поведение. И детям из детских домов как раз не хватает такого принятия. Даже сейчас, когда Макс взрослый и самостоятельный, он знает, что всегда может мне позвонить. Я всегда сначала помогу, а потом выскажу всё, что думаю по этому поводу. У нас стандартное времяпрепровождение: как правило, мы встречаемся в выходные, гуляем, едим что-нибудь вкусное, ходим в кино. Ну и, естественно, болтаем. Не уверена, что прям сильно повлияла на жизнь или на характер Максима. Но есть несколько звоночков, которые греют душу. Он прочитал первую книгу в жизни, а ещё стал менее конфликтным, научился контролировать эмоции. Секретами особо не делился, но предпочитал сам говорить мне о своих косяках. Ну и про девочек своих периодически рассказывает."

 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Валентина Мельченцева, психолог проекта

С точки зрения психологии – в чём основная польза наставника для ребёнка?

В его жизни появляется значимый взрослый. Его личный друг, с которым можно общаться на любые темы, советоваться. Дети доверяют наставнику то, что не могут обсудить с воспитателями. Есть кому задать волнующие их вопросы. Многие становятся спокойнее и уравновешеннее, они могут опираться на наставника, легче переносят кризисные моменты.

Какие задачи стоят перед наставником?

Принимать ребёнка таким, какой он есть, поддерживать его в любой ситуации. Показывать многогранность этого мира, альтернативную точку зрения. Многие учат детей распознавать свои эмоции и управлять ими. Социальная часть тоже важна – ориентироваться в городе, пользоваться стрелочными часами, планировать расходы, вести бюджет. После выпуска из детского дома наставники помогают адаптироваться в новых условиях. Общение должно строиться на дружбе и доверии, где взрослый несёт ответственность за безопасность младшего друга.

Есть ли обратная сторона медали: например, если наставник перестанет приходить к ребёнку, не испытает ли тот стресс, не разочаруется ли ещё больше?

Это один из главных рисков, которые мы стараемся предотвратить. Поэтому мы уделяем много внимания подбору пар и обучению наставников. Для ребёнка это большое разочарование, причём в самом себе, очередное подтверждение, что он никому не нужен и его не за что любить.

Показать комментарии