Пирамида сохранила советское кино

Новосибирский оператор, режиссёр, кинодокументалист Станислав Шуберт провёл полгода в Арктике, чтобы восстановить самый северный кинотеатр мира к 100-летию советского кино

Гора Пирамида, в честь которой назван арктический посёлок. Фото Станислав Шуберт
Гора Пирамида, в честь которой назван арктический посёлок. Фото Станислав Шуберт
Арктические пейзажи завораживают. Фото Станислав Шуберт
Арктические пейзажи завораживают. Фото Станислав Шуберт
А это слайд. Тот самый, который можно демонстрировать на проекторе. Фото Станислав Шуберт
А это слайд. Тот самый, который можно демонстрировать на проекторе. Фото Станислав Шуберт
Вот так он выглядит в натуральную величину. Фото Станислав Шуберт
Вот так он выглядит в натуральную величину. Фото Станислав Шуберт
Олени, песцы и белые медведи свободно гуляют по посёлку. Фото Станислав Шуберт
Олени, песцы и белые медведи свободно гуляют по посёлку. Фото Станислав Шуберт
Станислав Шуберт на леднике. Фото Станислав Шуберт
Станислав Шуберт на леднике. Фото Станислав Шуберт
Вновь открытый кинотеатр. Фото Станислав Шуберт
Вновь открытый кинотеатр. Фото Станислав Шуберт
Редкая плёнка. Фото Станислав Шуберт
Редкая плёнка. Фото Станислав Шуберт
Туристы приезжают посмотреть на посёлок. Фото Станислав Шуберт
Туристы приезжают посмотреть на посёлок. Фото Станислав Шуберт

Российский посёлок Пирамида находится на архипелаге Шпицберген, расположенном в 1200 километрах от Северного полюса. Он получил своё название из-за горы, на вершине которой есть ступенчатая пирамида. Она очень похожа на рукотворное сооружение, однако всё же её признали природным явлением. 

Некогда процветающий шахтёрский городок опустел после дефолта 98-го – шахту закрыли, а всех работников вывезли. Первые люди вернулись только в 2008 году, и теперь сюда едут и на заработки и за красивыми фото.

– У людей здесь разные истории, – рассказывает Станислав. – Много приезжих с Донбасса. Сейчас сами знаете, что там творится, к сожалению. Многие шахтёры уехали, и возвращаться им некуда.

Сам Станислав попал в Арктику случайно:

– Вообще я думал перебираться куда-нибудь на юг, – вспоминает кинодокументалист. – Думал ехать возрождать Ялтинскую киностудию. Но мой однокурсник, который сейчас работает в Москве и постоянно путешествует, рассказал, что в Пирамиде планируют восстановить кинотеатр. Есть архив плёнки, с которым нужно разобраться. И вообще много задач. Он не смог поехать из-за своей работы, а я одинокий, безработный, да ещё и авантюрист! (смеётся)
 

За полугодовую "командировку" ему удалось разобрать архивы, собрать плёнки в одном хранилище, починить проекторы 80-х годов. Материалы и инструменты находил в заброшенных зданиях, что-то привёз с собой из Новосибирска. Совместными усилиями с полярниками удалось восстановить кинозал. И в этом году на протяжении всего сезона полярники смотрели шедевры советского кино.

Всего кинобиблиотека Пирамиды насчитывает 650 фильмов, среди которых есть уникальные образцы. Например, фильм Эйзенштейна "Александр Невский" сохранился на старой нитроплёнке, а значит, плёнка – довоенная, один из 24 выпущенных оригиналов.Также идеально сохранилась кинохроника – все выпуски всех киножурналов 1979–1982 гг. 
– Хранилице Судного дня, – шутит Станислав. – Всё советское кино, которое привозили сюда, уцелело. Здесь идеальная температура для хранения кинофильмов. Зимой – до -30 градусов, а летом – не выше +15 градусов. Этим летом было +20, но это аномалия. 

Как признался Станислав, нигде так не чувствуется глобальное потепление, как на Севере. Полярники отметили, что если повторится такое тёплое лето, ледника недалеко от посёлка, по которому они гуляли в этом сезоне, уже не будет.

– Один из проектов, которые бы мне хотелось осуществить, – сделать показ фильма на леднике, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления, – делится Станислав. – Но вернусь ли я обратно, пока не знаю. Всё зависит от того, кого не встретил Гагарин (улыбается).

Однако Станиславу удалось за полгода сделать многое, в том числе провести самый северный кинофестиваль приуроченный к столетию советского кино. Его гостями стали первые лица Пирамиды и близлежащих норвежских городов, а также туристы и местные жители. Для иностранцев раритетная техника кинотеатра выглядела впечатляюще - им с трудом верилось, что можно было её восстановить.

И удивляться действительно было чему: на одной плёночной бобине хранилось лишь 10 минут фильма, поэтому приходилось постоянно переключать одну бобину за другой на двух проеторах, чтобы фильм шел непрерывно. Зрители в кинотеатре не замечали смены катушек, а вот кинооператору важно было следить за временем и не пропутить момент.

По секрету Станислав признался, что собрал достаточно материала для документального фильма о Пирамиде. Однако направление и идею фильма не раскрывает.

Особая любовь режиссёра - слайды. В каждом своём путешествии он стремиться запечатлеть "самые ништячки" на специальную плёнку, чтобы потом можно было просмотреть эти кадры в диапроекторе.

- Мне нравится снимать на слайды, хотя технология уже устаревшая и мало популярная, - признаётся Станислав. - Наверное, это из детства ещё пришло. Я помню как приносили слайды домой, было интересно их пощупать, покрутить в руках, потому что это живой снимок прямо в рамочке. И как-то мне это запало в душу. Уже будучи взрослым я решил поснимать на слайды в 90-е. Тогда уже появился "Кодак", печать фотографий и сложно было найти специальную плёнку для слайдов, которая дает позитивные изображение (не негатив), которое можно сразу спроецировать. И эта технология она действительно уникальна, потому что слайд позволяет сохранять наиболее полную информацибю об объекте съёмки. Можно сказать, что плёнка "видела" тот объект, который был снят. Я верю в то, что слайд сохраняет не только оптическое изображение без коррекции, без вмешательства какого бы то ни было, которое происходит при фотопечати или при цифровой обработке. Кроме световой информации, которя попала на эту плёнку, на ней сохраняется энергетика того места или того объекта, который был снят.

Стоит отметить, что плёнка для слайдов стоит очень дорого: 12 кадров - 650 рублей, плюс проявка - 260 рублей. При таких расценках уже нет желания фотографировать всё подряд - приходится выбирать, что достойно "позитивного" запечатления.

В отсутствие Станислава кинотеатр законсервирован на зиму. Кто займётся им весной пока не ясно. Новосибирец не отрицает возможности повторной поездки, но на такой длительный срок ехать не собирается.

- Там я попал в свою юность, - говорит Станислав Шуберт. - Но понял, что возвращаться в эту юность не хочется. Не хотелось бы закнсервироваться там. Хочется двигаться вперёд. Эта отрезанность дала возможность подумать, посидеть, поразмышлять... Я рад, что мне удалось увидеть северное сияние, познакомиться с полярниками, увидеть оригинальные шедевры советского кино, полярное солнце, которое на самом деле луна. Это просто нереальный пейзаж. Никакие фотографии, ничто не может передать состояние, в котором ты находишься там. Эту тишину, эту прозрачность! Запаха практически никакого нет. Как будто в космосе. Совершенная прозрачность и инопланетные пейзажи.

Показать комментарии