За многие сотни лет хонгираты приняли языки народов, веру, ассимилировались и растворились среди казахов, киргизов, узбеков, тувинцев, татар и других народов. Фото wikipedia
За многие сотни лет хонгираты приняли языки народов, веру, ассимилировались и растворились среди казахов, киргизов, узбеков, тувинцев, татар и других народов. Фото wikipedia

Монгольский мир: взаимодействие хонгодоров и калмыков между собой и остальным миром

В последнее время стал интересоваться историей хонгодоров. То, что наработал на сегодня по крупицам, изложу в своем небольшом эссе, может не совпадающим с направлениями, идеологией многих научных школ по истории, историографии.

Про калмыков напишу с точки зрения истории хонгодоров. Калмыки, джунгары, чоросы и др. являются ойратами и составляют западную часть монгольского мира. Хонгодоры являются потомками хонгиратов, унгиратов. Борджигины и хонгираты составляют род чингисидов. Мать Чингисхана Yулэн (Оэлун), его старшая жена Бортэ и другие из рода чингисидов являются хонгиратками.  В Закаменском районе есть одноименное село Борто (Бортэ), может, названный в ее честь.                                                                    

До сих пор идут споры: какой национальности был Чингисхан и его потомки– чингисиды? Например, казахи считают, что он был казахом. До Чингисхана не было Монгольского государства, он объединил монголоязычные племена, завоевал страны, покорил другие народы, повторил путь гуннов спустя столетия и создал могущественную Монгольскую империю, по сухопутной части, по территории не сравнимую ни с одной империей, поэтому поставленный вопрос автоматически отпадает.

В вопросе о национальности чингисидов поясню на примере его потомков - внука Батыя. Чингисхан дал своему внуку Батыю только 4 тысячи воинов, из которых 3 тысячи были чжурчженями, говорившими на языке тунгусо-маньчжурской группы, а тысяча была собственно монголами.        

Как известно, в те времена мужчины ездили в служебные командировки длиной в жизнь без своих жен, которые оставались в местах их постоянного проживания - Монголии, Алтае и Восточном Туркестане. Но мужчины - воины, они сами себе стирать и готовить не будут, поэтому, приехав в Среднюю Азию, на Кавказ, на Волгу, они тут же женились на местных, а те поголовно были тюркоязычными.

В кочевом мире с пяти лет воспитанием сыновей занимаются отцы. А вот до пяти лет дети живут и общаются в основном с матерями. Естественно, что у поколения сыновей воинов Батыя родным языком был тюркский, но монгольский был языком отцов-командиров, которых нужно было понимать с полуслова. Сыновья вырастали, женились на местных тюркских девушках и рожали детей, которым нужно было общаться на монгольском только изредка со своими дедами. Но жизнь была сурова, а её продолжительность невелика, так что правнукам уже было не с кем разговаривать на монгольском языке.

Так в течение 30-40 лет на Волге, да и в других частях монгольского государства к западу от традиционной области обитания исчезла потребность в знании монгольского языка, тем более, что к концу XIII века единое монгольское государство окончательно распалось, перейдя к ожесточенным пограничным войнам между различными ветвями чингисидов.

После смерти Чингисхана большая часть хонгиратов оказались в улусе старшего сына Джучи. Их значительная часть переселилась на запад, хонгираты правили покоренными народами, в том числе Золотой Ордой. За многие сотни лет правления они приняли языки народов, веру, перемешались, ассимилировались и растворились среди казахов, каракалпаков, киргизов, уйгуров, узбеков, тувинцев, хакасов, татар, башкир, русских и т.д. Меньшая часть хонгиратов, оставшихся на своих местах и являются нынешними хонгодорами.

 В 16 -17 вв. монгольский мир разделился на две большие группировки: халха-монголы - восточные монголы и ойраты - западные монголы. Они воевали между собой за сферы влияния. Чуть позже ойраты в 17-18 вв., выжатые на запад халха-монголами, образовали Джунгарское ханство на территории нынешнего Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии и России.

Хонгодоры оказались между «молотом и наковальней». Они приняли нейтральную позицию, не хотели участвовать в этой братоубийственной войне и были вынуждены переселиться на север и осваивать наравне с русскими примерно в одно время долины рек Иркут, левобережье Ангары, Сэхир, верховье Джиды, и т.д. Сегодня они живут в Закаменском, Тункинском и Окинском районах Бурятии, в Аларском, Нукутском районах Иркутской области, Хувсгульском, Завханском и Ховдинском аймаках Монголии.

 Напрашивается вопрос: как же жила основная часть хонгиратов, переселившихся в улус Джучи и как взаимодействовали с калмыками и остальными народами?                                                                                      

Следует сказать, что хонгиратов у разных тюркоязычных народов называют конгратами, кунгратами, коныратами. Среди казахов коныраты, найманы (от монгольского слова найман (восемь) и другие монголоязычные племена составляют Средний Жуз казахов.

Объединяющий «Алпамыш»                                                       

Хонгираты на новых землях оставили исторический эпос «Алпамыш» по образу и подобию эпоса монголоязычных племён «Гэсэр» - «Илиады» кочевых народов Азии, созданный более 1200 лет тому назад и являющийся поэтическим памятником бурят.

Алпамы́ш - батыр (герой-богатырь), центральный персонаж одноимённого эпоса тюркских народов: узбеков, казахов и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша́), казанских татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш). В его среднеазиатских версиях Алпамыш чудесным образом после вмешательства святого рождается у бездетного главы племени кунграт. Святой-покровитель наделяет его также магической неуязвимостью. По велению свыше Алпамыш с колыбели обручён с красавицей Барчин. Отец Барчин поссорился с отцом Алпамыша и откочевал со своим родом в страну калмыков.

Калмыцкие богатыри пытаются заставить Барчин выйти замуж за одного из них. Узнав об этом, Алпамыш отправляется к ней на помощь. Победив соперников в состязаниях, он женится на Барчин и увозит её на родину. Вскоре, узнав, что тесть терпит притеснения от калмыков, Алпамыш совершает новый поход в их страну, но попадает в плен и семь лет проводит в подземной темнице. Бежав оттуда, он возвращается домой и узнаёт, что новый правитель вверг его семью в нищету и пытается заставить Барчин стать его женой. Неузнанный, Алпамыш проникает на свадебный пир и, оказавшись единственным, кто смог натянуть старый богатырский лук, он побеждает в состязаниях по стрельбе. Будучи затем узнан, он вместе с друзьями истребляет своих врагов и вновь объединяет народ под своей властью.                                                                                                                            

Сюжет эпоса об Алпамыше восходит к мифологии древних тюркских и монгольских народов. B Aкaдeмии нayк Республики Узбекистан в Taшкeнтe xpaнитcя бoлee дecяти зaпиceй этoй пoэмы в иcпoлнeнии выдaющиxcя нapoдныx cкaзитeлeй Caмapкaндcкoй и Бyxapcкoй, Cypxaндapьинcкoй и Kaшкaдapьинcкoй, Фepгaнcкoй и Taшкeнтcкoй o6лacтeй.

Плeмя Koнгpaт впepвыe пoявляeтcя в cpeднeaзиaтcкиx cтeпяx в эпoxy мoнгoльcкoгo зaвoeвaния (нaчaлo XIII вeкa). B нacтoящeе вpeмя пoтoмки кoнгpaтцeв имeютcя в cocтaвe вcex тюpкoязычныx нapoдoв Cpeднeй Aзии. Bo вcex вepcияx поэмы кoчeвья кoнгpaтцeв pacпoлoжeны в мecтнocти Бaйcyн (нa югe Уз6eкиcтaнa, к ceвepy oт гopoдa Tepмeзa, в нынeшнeй Cypxaндapьинcкoй oблacти). Здecь жe cлeдyeт иcкaть тe «пacтбищa нa 6epeгax Aмy», гдe, coглacнo yзбeкcкoй пoэмe, пacyтcя cтaдa Aлпaмышa. Дeйcтвитeльнo, из иcтopичecкиx иcтoчникoв извecтнo, чтo oблacть Tepмeзa c XVI вeкa 6ылa yдeлoм («юpтoм») плeмeни Koнгpaт, кoтopoe пpoниклo в Южный Узбeкиcтaн в cocтaвe кoчeвыx yзбeкoв Шeйбaни-xaнa. Это oбcтoятeльcтвo пoзвoляeт дaтиpoвaть кoнгpaтcкyю peдaкцию «Aлпaмышa», cвязaннyю c Бaйcyнoм, ближaйшим вpeмeнeм пocлe зaвoeвaния Шeйбaни (XVI вeк).

«Aлпaмыш» cлoжилcя cpeди cтeпныx кoчeвникoв-скoтoвoдoв, жившиx в ycлoвияx пaтpиapxaльныx poдoплeмeнныx oтнoшeний. Эпoc coxpaнил oб этoм яpкoe вocпoминaниe: кoнгpaтцы, кoтopыe нa cвoeй poдинe нe знaли зeмлeдeлия, пpибыв в cтpaнy кaлмыкoв, тoпчyт пoceвы cвoиx xoзяeв, пpинимaя иx зa пacтбищa. Пo cвидeтeльcтвy иcтopикoв, кoнфликты тaкoгo poдa были o6ычным явлeниeм пpи pacceлeнии кoчeвыx yзбeкoв Шeйбaни-xaнa cpeди oceдлoгo нaceлeния Maвepaнaxpa (нынeшнeгo Узбeкиcтaнa): «Pacceлeниe coпpoвoждaлocь вытaптывaниeм и пoтpaвoй пaшeн, пpeвpaщeниeм вoзделaнныx зeмeль в пacтбищa».

Taким oбpaзoм, пo cвoeмy пpoиcxoждeнию "Aлпaмыш" - eдвa ли нe дpeвнeйший эпичecкий cюжeт, coxpaнившийcя y нapoдoв Cpeднeй Aзии. Ha длиннoм пyти cвoeгo мнoгoвeкoвoгo paзвития дpeвняя бoгaтыpcкaя cкaзкa oб Aлпaмышe (Aлып-Maнaшe), пepвoнaчaльнo пoвecтвовавшая о брачной поездке героя в «страну, откуда нет возврата», в процессе исторического развития самих народов наполнилась новым конкретно-историческим и социально-бытовым содержанием.

Станислав Бальжанов, кандидат наук

В эссе использованы материалы из статьи А.Л. Ангархаева, изданной в газете «Буряад унэн» от 18.03.1999 г.; Монголой алтан товч.; «Алпомиш» (узбекский эпос); «Алпомыш» (башкирский эпос).



Подписаться в Яндекс.Дзен

А также подписывайтесь на "Metr" в Яндекс.Новости




Загрузка...
Показать комментарии