Алексей Вязовский, вице-президент Золотого монетного дома: Дружба дружбой, а табачок врозь

Колумнист Metro - об отношения России и Белоруссии

Недавний юбилей – 20 лет со дня подписания союзного договора между Россией и Белоруссией – вновь возобновил в обществе дискуссию относительно будущих взаимоотношений с соседней братской страной.

Свыше 6 млрд долларов в кредитах, ежегодные беспошлинные поставки нефти (в период с 2011 по 2015 год в объёме от 18 млн до 23 млн тонн), масштабные скидки на российский газ, долги по которому, кстати, достигли уже 726 млн долларов, – складывается ощущение, что во взаимоотношениях с Белоруссией Россия находится в ситуации вечного донора. В 2010 году "Газпром" уже ограничивал поставки газа в Белоруссию, после того как её долг вырос до 190 млн долларов. Но тогда удалось договориться. ОАО "Белтранс­газ" стало стопроцентной "дочкой" "Газпрома", кредиты реструктуризировали, российское правительство дало новые скидки на голубое топливо.

История повторилась в 2016 году. Белоруссия требует (и уже получила) скидки на газ, дешёвая оте­чественная нефть потекла на белорусские НПЗ.  На российском чёрном золоте соседи рассчитывают заработать почти два миллиарда долларов за три года (Россия поставляет Белоруссии сырую нефть беспошлинно, а перерабатываемые дорогие нефтепродукты поставляются Белоруссией за границу с взиманием пошлины и зачислением её в бюджет).  И всё это под обещания расплатиться со старыми долгами. Никакие белорусские предприятия не перешли в российскую собственность, не решён до сих пор вопрос  с военной базой (размещение полка Су-27СМ3 в составе двух эскадрилий и звена вертолётов Ми-8) – похоже, что союз с соседом нашей стране обходится всё дороже, а выгод от него всё меньше или вообще нет.

Согласно данным Международного валютного фонда, общая поддержка белорусской экономики со стороны России только за период 2005–2015 годов составила 106 млрд долларов, или около 9,7 млрд долларов в год.  В разные годы объём общей чистой поддержки от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП.  Если к этому добавить санкционные продукты – из 1 млн тонн плодоовощной продукции, ввезённой в 2016 году из Белоруссии, лишь 60% было произведено на территории республики – то ситуация и вовсе становится неприглядной.

Пора признать, что белорусско-российские отношения переживают полномасштабный  кризис, который включает как разногласия по конкретным экономическим вопросам (цена на газ и нефть, санкционные продукты, "плохие" долги), так и противоречия по фундаментальным вопросам стратегического и военно-политического характера. И никакие новые договорённости об очередных скидках на газ, кредитах и дешёвой нефти не смогут замаскировать тот растущий раскол, который пролегает между нашими странами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии