Елена Колядина: Нобель для России. А что? А вдруг?

Директор Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Александр Чернов номинировал вашего колумниста на Нобелевскую премию

Директор Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Александр Чернов номинировал вашего колумниста на Нобелевскую премию по литературе. Не только вы – все, услышав эту новость, смеются, никто не верит, что Нобеля могут дать России. «Ну ты же понимаешь, это политическая премия, её дают только тем, кто ругает Россию», – поясняют мне.

– «Не согласна!» – отвечаю. – «Вероятность того, что премию получит писатель из России, ноль», – говорят мне. – «Не ноль, а пятьдесят на пятьдесят – либо получу, либо нет», – напоминаю я скептикам анекдот про блондинку, у которой спросили, какова вероятность встретить динозавра на Красной площади.

Но если серьёзно, письмо номинатора уже в Нобелевском комитете по литературе в Стокгольме. А обсуждая с профессором, доктором филологии Александром Черновым содержание этого письма, в качестве образца мы взяли текст по выдвижению на премию Мартина Лютера Кинга.

Вы не думайте, у меня нет мании величия – просто все документы и решения комитета засекречены на 50 лет: в этом году на сайте премии выложены в открытый доступ письма, поступившие в 1965 году, а Кинга как раз тогда и номинировали.

Номинатору Александру Чернову нужно было ответить на вопрос: «Почему мир должен прочитать книги именно писателя из России Елены Колядиной?» Горько и обидно, что в глазах многих стран мы превратились в агрессора, готового перекроить карту мира. Страшно, что «загадочная русская душа» кажется миру тёмной и мрачной.

Как объяснить, что мы не такие? В качестве аргумента Александр Чернов взял призыв моего однокашника и нашего земляка, рок-поэта Александра Башлачёва из его стихотворения «Время колокольчиков». Да, наш Царь-колокол лежит, расколотый, на каменной площади Кремля, и мы не можем бить в набат, но каждый из нас может взять в руки маленький колокольчик, как бы наивно это ни звучало.

Не так давно (4 ноября) исполнилось 60 лет питерскому писателю, музыкальному журналисту и продюсеру Андрею Бурлаке – автору энциклопедий русского рока, главному редактору сайтов Rock-n-roll.ru и Петербургского рок-клуба.

В канун юбилея Андрей Петрович провёл творческую встречу со своими читателями, на которой я побывала. Конечно, задавала вопросы об Александре Башлачёве, главном символе русского рока для всех, кто родился в Череповце. Вместе сокрушались, что вся работа по сборам и сохранению архива и истории русского рока проводится целиком на энтузиазме нескольких человек, что в Петербурге так и не появился музей рока, а череповецкая школа № 20, в которой учился Александр Башлачёв, пребывает в разрухе.

Мне один журналист тут же задал вопрос: «А как бы вы потратили нобелевский миллион – отремонтировали и школу, и двор?»

Будь у меня такие деньги, я в первую очередь поддержала бы Фонд борьбы с коррупцией и увековечила память Бориса Немцова.

Пусть лежит разбитый Царь-колокол – пришло время колокольчиков.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии