Кирилл Сосков: Не думать о секундах свысока

Колумнист Metro - о баскетболе и жизни

Кирилл Сосков. Фото "Metro"
Кирилл Сосков. Фото "Metro"

На днях коллега написал мне в социальных сетях, что посмотрел фильм "Движение вверх" и теперь обязательно хочет сходить на Ваганьковское кладбище к могиле баскетболиста Сергея Белова. Ещё через какое-то время впечатлениями от увиденного поделился однокурсник. Он сказал, что к Белову сходить не сможет, но отправится в своём городе к могиле Виктора Коноваленко. Интересно, многие ли, не задумываясь, смогут сказать, кто такой Виктор Коноваленко? Я вот впервые о нём услышал... Но поймал себя на мысли, что возникшее желание людей почтить память наших прославленных спортсменов, узнать больше о баскетболе и о событиях мюнхенской Олимпиады 1972 года, безусловно, главный успех картины Антона Мегердичева. Успех, стоящий гораздо больше рекордных сборов, – "Движение вверх" стало самым кассовым фильмом за всю историю российского кинематографа.

Эту мысль подтверждают и цифры. В "Яндексе" легко можно найти данные, согласно которым число запросов со словом "баскетбол" в январе уже перевалило за миллион. Запросы "баскетбол СССР" и "баскетбол 1972" в поисковик вбивали в общей сложности больше 400 тыс. человек. Значит ли это, что фильм исключительно хорош? Едва ли. Об этом говорят, например, претензии к создателям картины со стороны родственников главных героев. Однако фильм подкупает тем, что доступно рассказывает о спорте в целом и о баскетболе в частности простые, но важные вещи.

Например, что в любой победе чрезвычайно важна роль отдельно взятой личности. Каждый игрок на площадке – это не просто человек с номером на футболке. За его спиной таятся переживания за будущее и настоящее, семейные неурядицы, проблемы со здоровьем и многое другое. И каждая победа – это ещё и победа человека в схватке с самим собой.
Зрителю доносят, что спорт состоит не только из очков, голов, секунд или минут. Это ещё и противостояние идеологий, стилей игры, культур, языков. Спорт на самом высоком уровне гораздо глобальнее, чем кажется на первый взгляд.

Разъясняется, что такое масштабное событие, как Олимпиада, в современном мире просто не может проводиться в полном отрыве от большой политики. Отражённые в картине мюнхенские убийства 1972 года – лишнее тому доказательство.

И, наконец, авторы фильма дают понять, что сюжетов, подобных победе баскетболистов в Мюнхене, на самом деле не так уж и мало. Они правда есть. Например, в баскетболе можно вспомнить триумф сборной России на чемпионате Европы в 2007 году, когда подопечные Дэвида Блатта в финале с разницей в одно очко обыграли команду Испании. Решающий бросок за две секунды до конца матча совершил натурализованный россиянин Джон Роберт Холден. Чем не сюжет для фильма?

Другое дело, что, к большому сожалению, российский спорт сейчас находится явно не в том состоянии, чтобы воспроизвести на свет ещё одну почти фантастическую историю со счастливым концом. А значит, победы прошлого, добытые на последних секундах вопреки всему, вдвойне ценны. Мы просто не имеем права разбрасываться этими секундами и не дорожить успехами советских спортсменов. Это наша память, наша история.

Показать комментарии