Кирилл Сосков, редактор сайта metronews.ru: Новый год в танке

О первой отечественной кинопремьере года

Кирилл Сосков. Фото "Metro"
Кирилл Сосков. Фото "Metro"

Картина "Т-34" меньше чем за две недели проката вошла в пятёрку лучших российских фильмов по кассовым сборам. По данным единой информационной системы сведений о показе фильмов, кино Алексея Сидорова уже собрало полтора миллиарда рублей. Это огромная цифра даже с учётом того, что фильм стартовал в праздники. И так получилось, что именно на этот фильм я впервые в жизни сходил в кино два раза подряд.

После первого сеанса я внимательно ознакомился со статьями кинокритиков, которым картина не понравилась. Основные претензии: немцы выставлены идиотами, танковые бои напоминают компьютерную игру, главные герои чересчур живучи и вообще всё происходящее на экране – красивая сказка. Честно признаюсь, я был близок к тому, чтобы согласиться с негативными отзывами, но случай на втором сеансе меня переубедил.

Тогда я ненадолго отлучился из зала и возле прилавка с едой услышал, как парнишка школьного возраста сказал родителям: "Это про Великую Отечественную войну, да? Кино не плохое и не хорошее. Современное. Одноклассникам будет понятно, завтра им позвоню и предложу". Мне кажется, эта реплика точно характеризует творение Сидорова, да, впрочем, и другие наши фильмы последних лет. Каждый второй ругает их за нереалистичность и недостоверность.

Да, такая беда правда есть. Но, во-первых, с постепенным уходом ветеранов войны сделать всё максимально достоверно из года в год сложнее. Это не оправдание, просто факт. И второй момент: даже если на съёмочной площадке будет консультант – участник событий, это не гарантирует успех. Яркий пример – прошлогодняя лента "Движение вверх", где в качестве консультанта выступал баскетболист Иван Едешко, но это не уберегло авторов фильма от претензий...

Время изменилось. Сейчас даже трудно сказать, есть ли на достоверность спрос. Это не значит, что в кинотеатры приходят деградирующие личности. Просто совершенно точно востребован современный формат, который и захватит внимание, и максимально понятно, красиво и не обязательно коротко расскажет о том или ином событии. В том числе и о таком глобальном, как Великая Отечественная война. И с этой точки зрения "Т-34" однозначно получился.

Фильм рассказывает, что в годы войны советские танкисты дрались с врагом, не щадя себя. И порой действительно сражались только силами одного танка. Например, в книге "Подвиги военных лет" описывается случай, который произошёл в 1941 году. Тогда Т-34 старшего сержанта Степана Горобца невольно оторвался от основной танковой колонны (из-за поломок с радиосвязью) и смог нанести немцам урон в занятом ими городе Калинине. При этом какое-то время танк даже не мог стрелять из орудия, но умудрился не только выстоять, но и вернуться обратно в свою воинскую часть.

Создатели картины делают акцент на том, что в войне победил Советский Союз: вместе с русским командиром в танке против врага сражаются белорусы и украинцы. Не забывается и момент, что очень много советских солдат попадали в плен и существовали там в нечеловеческих условиях. Некоторые пытались бежать, многие заболевали, ещё больше людей умирало. Через весь фильм проносится мысль, что путь к победе был долгим, но она действительно случилась. Нет сомнений, что "Т-34" в ряде моментов вышел несуразным, неотёсанным. Но такая картина сейчас определённо имеет право на существование. Хотя бы по той причине, что её готова смотреть молодёжь.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии