Михаил Ардов: Главная наследница Маяковского

Колумнист Metro - о Лили Брик

11 ноября – день рождения Лили Брик. Эту даму по справедливости можно назвать главной наследницей Маяковского. За два дня до самоубийства поэт написал письмо-завещание, где говорится: "Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо".
Я не ведаю, что досталось родне Маяковского, но Полонскую Лиля вовсе отстранила. А сама стала распоряжаться и публикациями, и гонорарами.

К 1930 году поэт жил в одной квартире с четой Брик. Лидия Чуковская в книге "Записки об Анне Ахматовой" рассказывала о том, как Анна Андреевна отзывалась о кружке избранных лиц, собиравшихся вокруг Лили: "Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами".

В годы перестройки, когда стали открываться малодоступные архивы, публицист Валентин Скорятин разместил на страницах "Журналиста" информацию о найденных в хранилищах НКИД материалах, согласно которым Осипу Максимовичу принадлежало удостоверение ГПУ № 24541, а Лиле Юрьевне – № 15073.
Мой отец вспоминал, как в двадцатых годах он был в какой-то большой компании, где присутствовали Брик и Маяковский. И вот поэт подошёл к Брику и сказал:
– Ося, я звонил домой. От Лили уже ушли, она боится быть одна, надо кому-то из нас ехать.
Брик взглянул на него и  произнёс:
– Вот ты поезжай, Володичка.

Мой отец говорил  о том, что Брик был не способен испытывать чувство ревности. Он мне рассказывал, что после женитьбы Осип и Лиля переехали в Питер и сняли какую-то квартиру. Там они однажды поссорились, и возмущённая супруга выбежала из дома, хлопнув дверью. Через несколько часов она вернулась в большом смущении... А Брик в это время сидел за письменным столом.
– Ося, – сказала ему жена, – произошло ужасное несчастье. Я так на тебя разозлилась, что на улице познакомилась с офицером. Он пригласил меня в ресторан, мы оказались в отдельном кабинете... И я ему отдалась... Что же теперь делать?
Брик, не отрываясь от работы, произнёс:
– Прежде всего принять ванну.
Когда я впервые услышал эту историю, я сказал:
– С того самого вечера ванна в этой семье наполнялась водой с завидной регулярностью.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии