Михаил Ардов: Виртуоз Ростропович

Колумнист Metro - о советском виолончелисте

Михаил Ардов. Фото "Metro"
Михаил Ардов. Фото "Metro"

27 марта – день рождения Мстислава Ростроповича, одного из величайших музыкантов ХХ века. Он родился в Баку в 1927 году, отцом его был известный виолончелист по имени Леопольд Витольдович.

Музыке Мстислав стал обучаться с четырёх лет, а в 16 лет стал студентом Московской консерватории по классу композиции. Его преподавателями были Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев.
В начале семидесятых власти объявили его "диссидентом", поскольку он поселил на своей даче опального Александра Солженицына.

В 1974 году Ростроповича с женой Галиной Вишневской и двумя дочками вынудили покинуть СССР. А спустя четыре года всех четверых лишили советского гражданства.

Будучи за рубежом, Ростропович стал руководить Национальным симфоническим оркестром США, и это продолжалось в течение семнадцати лет.

Народный артист СССР, он был удостоен звания почётного доктора более чем в пятидесяти университетах в различных странах мира. В 2003 году Ростропович стал первым русским музыкантом, кому была присуждена премия Grammy – "За экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях".

В ноябре 1989 года произошло историческое событие – была уничтожена Берлинская стена. Ростропович был в своей парижской квартире и видел это по телевизору... Он вспоминал о той ночи: "Смотрел, пил и плакал..." Тогда же он стал звонить своим друзьям, и одного из них он уговорил лететь в Берлин. Там великий виолончелист уселся у остатков стены и стал играть Баха.

После своего изгнания Ростропович первый раз появился в Москве в августе 1991 года и сразу же отправился к сторонникам Ельцина в Белый дом.

Скончался великий музыкант 27 апреля 2007 года, его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Мой покойный друг, Евгений Борисович Чуковский, был зятем Шостаковича. И вот что он мне рассказывал: "Помнится, вёз я Дмитрия Дмитриевича и Ростроповича из Комарова в Питер. Это было после того, как Шостакович познакомил виолончелиста с новым опусом. Ростропович говорит композитору: "А вам не кажется, что можно несколько увеличить темп?" Шостакович ответил: "Этого не следует делать. Я хочу, чтобы этот концерт могли исполнять не только вы, но и другие виолончелисты".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии