100 лет мемориалу на Марсовом поле: Артём Кирпичёнок – об истории его создания

Колумнист Metro, историк и публицист, рассказывает, кому памятник обязан своим появлением

Артем Кирпичёнок. Фото "Metro"
Артем Кирпичёнок. Фото "Metro"

7 ноября исполнилось 100 лет мемориалу на Марсовом поле. Многие гости нашего города искренне удивляются, когда слышат, что Марсово поле – это мемориальное кладбище, хотя, казалось бы, ещё со школьной скамьи мы усвоили, что Петербург – это "город на костях".

Своим появлением оно в известной степени обязано женщинам Петрограда. Демонстрации в честь дня трудящихся женщин 8 марта (23 февраля) 1917 года переросли в Февральскую революцию. Погибло несколько десятков человек, и новые революционные власти города решили похоронить павших героев на Марсовом поле. В то время оно представляло собой пустой и пыльный плац, который остряки именовали "петербургской Сахарой".

23 марта 1917 года при огромном стечении народа на Марсовом поле было погребено 180 жертв Февральской революции. Но захоронения на этом месте продолжались до 1933 года. Здесь нашли вечный покой многие советские политики и активисты рабочего движения. Впрочем, политика преследовала многих упокоившихся здесь людей и после смерти. Так, в сталинское время имя красного военачальника Михаила Лашевича было стёрто с надгробного камня по причине его участия в зиновьевской оппозиции и восстановлено только в 1960-е годы.

Сам же мемориал по проекту архитектора Руднева был открыт 7 ноября 1919 года. Каре из плит гранита стало первым архитектурным памятником советской эпохи в нашем городе, и его форма далеко не случайна. Дело в том, что на похоронах граждан, павших во время Февральской революции, проходившие делегации рабочих несли щиты с лозунгами и вонзали в могильный холм флаги. Сегодня об этом напоминают надписи на торцах каре и четыре красных знамени по углам захоронения. Текст для лозунгов составил нарком просвещения Луначарский, причём, по одной из версий, для большей выразительности использовал правила составления предложений в латыни. Вот и получилось: "К сонму великих ушедших от жизни во имя жизни расцвета героев восстаний разных времён, к толпам якобинцев, борцов 48, к толпам коммунаров ныне примкнули сыны Петербурга".

На первомайском субботнике 1920 года вокруг мемориала был разбит партерный парк, но последний штрих к нынешнему облику поля – Вечный огонь – был зажжён только 6 ноября 1957 года. Для него было взято пламя из мартеновской печи Кировского завода, а спустя десять лет, в мае 1967 года, от огня на Марсовом поле был зажжён Вечный огонь на могиле неизвестного солдата в Москве.

Официально мемориал на Марсовом поле был посвящён "Героям – борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе", но в народе его называли кладбищем "Жертв революции". Это породило в начале XXI века слухи, что под гранитными плитами якобы лежат жандармы и полицейские, павшие жертвами народа в феврале 1917 года. Ну а на самом Марсовом поле, с некоторых времён ставшем петербургским гайд-парком, и по сей день порой собираются феминистки с грозным лозунгом: "Можем повторить!"

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Показать комментарии