Анастасия Постригай, искусствовед: Отчаянные авангардисты

Новогодние каникулы – отличный повод добавить в свою жизнь прекрасного

Анастасия Постригай. Фото личная страничка Анастасии Постригай в Facebook
Анастасия Постригай. Фото личная страничка Анастасии Постригай в Facebook

Новогодние каникулы – отличный повод добавить в свою жизнь прекрасного. Например, можно заглянуть на выставку "Авангард. Список № 1" в Третьяковку на Крымском Валу.

Авангардистам, как и большинству художников XX века, было неинтересно копировать окружающий их мир. Они хотели создать свою реальность. Может показаться, будто они только и делали, что оскорбляли чей-нибудь вкус. Сегодня публику возмущают бородатая женщина на "Евровидении", чучело лошади под потолком музея. А тогда барышни падали в обморок, а мужчины морщились, стоило им увидеть разукрашенное лицо или жёлтую кофту, в которой щеголял поэт Маяковский.

Авангардисты презирали буржуа и тянулись к народу: их вдохновляли лубочные картинки, самодельные куколки, детские рисунки и уличные вывески. Там, где у "приличных людей" торчала из петлицы орхидея, у авангардиста красовалась деревянная ложка. В таком виде – с красными ложками в петлицах – художник Казимир Малевич и его друзья вышли на Кузнецкий Мост 1 марта 1914 года. А под самый конец 1915-го Малевич показал свой легендарный "Чёрный квадрат" на выставке "0,10", да ещё и повесил его в "красном углу" – там, где обычно вешают икону. Так он жирно намекнул, что икона нового времени – это его "Чёрный квадрат".

Малевич был, конечно, одним из главных художников авангарда, но не только он двигал историю нашего искусства вперёд. В русском авангарде много звёзд, и все они соперничали между собой. Тот же Малевич всю жизнь играл в догонялки с Владимиром Татлиным. Их соревнование доходило до абсурда. Например, художники завешивали окна в своих мастерских чёрной тканью, чтобы невозможно было заглянуть внутрь – боялись, что соперник украдёт идеи. А Татлин даже раздал своим ученикам топоры и приказал рубить свои работы, если вдруг к ним попытается войти Малевич.

Иногда авангардисты даже дрались – хорошо, что не до смерти. Однажды художник Михаил Ларионов сошёлся в споре с другим героем авангарда – Ильёй Зданевичем. Дело было в легендарном Политехническом музее, где авангардисты устраивали диспуты. На одном из них Зданевич принялся ругать Венеру Милосскую (знаменитую статую без рук) и убеждать публику, что Венера красива не сама по себе, а потому, что "нам так сказали". После этого Зданевич взял в руки башмак и стал объясняться ему в любви. Говорил, что башмак просто прекрасен и его красота не нуждается в дополнительных пояснениях, как это бывает с произведениями классического искусства. После этих слов кто-то неистово зааплодировал, а кто-то обругал выступающего. Начался гвалт как на базаре. И тут Ларионов попытался прервать Зданевича, но сам схлопотал по голове от другого своего товарища и, недолго думая, ударил его звонком. Началась массовая драка, пришлось вызывать городовых.

Впрочем, иногда Ларионов эпатировал публику более мирно. Он ввёл моду на футуристические причёски и предлагал мужчинам выбривать у себя на голове геометрические фигуры и носить только один ус. А ещё советовал рисовать на лицах и покрывать ноги татуировками. Поэтому, если YouTube на новогодних каникулах подсунет вам клип очередного модного рэпера с разукрашенным лицом и замысловатой причёской, не спешите ставить дизлайк – возможно, он тоже неравнодушен к русскому авангарду.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии