Егор Антощенко, музыкальный обозреватель: Королева Лимерика

Колумнист Metro о Долорес О’Риордан

Егор Антощенко. Фото предоставлено автором колонки.
Егор Антощенко. Фото предоставлено автором колонки.

В возрасте 46 лет в Лондоне умерла вокалистка рок-группы The Cranberries Долорес О’Риордан. Её тело было найдено в гостиничном номере, причина смерти не разглашается.

Сложно себе представить человека в России, чья юность или молодость пришлась на начало 1990-х, который никогда не слышал песню Zombie. Грязный гранжевый звук в это время был востребован многими рок-группами благодаря невероятному успеху Nirvana, но в памяти моментально отпечатывался пронзительный голос, переходящий от полушёпота к исступлённому йодлю. Сама песня была посвящена теракту в британском Уоррингтоне, организованном участниками Ирландской республиканской армии, в котором погибли два мальчика, – конфликт между протестантами и католиками на островах продолжался к тому времени уже несколько десятилетий. Благодаря Zombie о группе из крохотного города Лимерик узнал весь мир.

Долорес О’Риордан признавалась, что никогда не была похожа на настоящую рок-звезду, и в её случае это не пустое кокетство. Она выросла в городке Беллибрикен в католической семье в окружении шести братьев и сестёр. Все они жили в одной комнате, четверо даже спали в одной кровати, но детство оставило у О’Риордан исключительно идиллические воспоминания. И это несмотря на то, что в 18 лет она фактически сбежала из дома в Лимерик, где прошла прослушивание и получила место вокалистки в The Cranberries. Первый же альбом Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We? (Это делают все – почему мы не можем?) стал хитом в Штатах, благодаря чему жизнь сельской девушки изменилась практически в одночасье. Слава и гастроли приносят О’Риордан невероятные деньги, но выматывают её физически и ментально: певицу мучают кошмары и галлюцинации, она мечтает вернуться к нормальной жизни. Большой тур 1996 года приходится прекратить, несмотря на миллионные неустойки.

После пика популярности в 1990-х она записывает сольные альбомы, сотрудничает с композитором Анджело Бадаламенти и воспитывает троих детей с мужем, бывшим тур-менеджером Duran Duran Доном Бертоном. Семья и дом – вообще ключевые понятия в её словаре, о чём повествует одна из самых известных песен The Cranberries – Ode To My Family. Образ О’Риордан ярко контрастирует с образом сегодняшней прогрессивной женщины, активно борющейся за свои права, свободной во взглядах и зачастую в принципах. В отличие от другой большой ирландской певицы, Шинейд О’Коннор, порвавшей перед телекамерами портрет Иоанна Павла II, она боготворила понтифика и очень тепло отзывалась об их встрече в Ватикане. Её высказывания часто были неполиткорректны: так, она считала, что феминистками становятся те женщины, на пути которых так и не возник настоящий мужчина.

Должно быть, серьёзнейшим испытанием для неё стал развод с Бертоном после 20 лет брака, за которым последовал нервный срыв во время полёта из Нью-Йорка в Шеннон: О’Риордан напала на стюардесс, атаковала полицейских в аэропорту, крича, что она королева Лимерика. В прошлом году она призналась, что страдает биполярным расстройством. Её неожиданная смерть накануне концертного тура The Cranberries и на фоне больших творческих планов оставляет массу вопросов. Но, слушая песни группы, я всякий раз поражаюсь их непреходящей ценности – такое ощущение, что они могли с одинаковым успехом звучать и вчера, и пару веков назад. А голос Долорес О’Риордан одновременно и непривычен, и естественен, как чистая родниковая вода; и не её вина, что большинство людей сейчас выбирают газировку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии