Егор Москвитин, кинокритик: Как закончились Канны

О Каннском кинофестивале

Егор Москвитин. Фото предоставлено автором публикации.
Егор Москвитин. Фото предоставлено автором публикации.

Минутка ликования: четыре фильма из пяти, которые мы назвали главными событиями каннского фестиваля в прошлом репортаже, в итоге и взяли все самые важные призы. Не повезло только британской социальной драме “Вас не было на месте” Кена Лоуча. Видимо, история про обычных английских бедняков, которым не хватило места в социальном лифте, не показалась жюри достаточно убедительной и злободневной. Зато в остальных симпатиях мы с судейской бригадой мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту совпали.

“Золотая пальмовая ветвь” в этом году досталась фильму “Паразиты” корейского режиссера Пон Чжун Хо. Это уже вторая подряд азиатская победа на европейском фестивале: в прошлом году триумфаторами стали японские “Магазинные воришки”, с улыбкой обчистившие весь Лазурный берег. Но первая в истории Южной Кореи. Герои “Паразитов” - одна нищая и одна процветающая семья, оказавшаяся в заложниках друг у друга. Богачи незаметно зажимают носы, когда оказываются рядом с бедняками, но позволяют тем делать за себя обременительную работу - водить служебную машину, убираться в гигантском доме, учить детей. А бедняки так быстро привыкают к хорошей жизни, что теряют бдительность. Конфликт двух семей Пон Чжун Хо рифмует с холодной войной на Корейском полуострове, но каждый зритель увидит в нем что-то свое. Уже проведены параллели между фильмом и гражданским расколом в современной Америке (где недавно вышел очень похожий ужастик “Мы”). Россиянам фильм напомнит “Елену” Андрея Звягинцева, в которой маргиналы вторгались в жизненное пространство буржуазии. А ближайший фестивальный аналог “Паразитов” - венецианская “Фаворитка”. Что только доказывает универсальность, бесконечность и неразрешимость трагедии, за которую взялся корейский режиссер. К счастью, Пон Чжун Хо - человек оптимистичный и очень веселый: “Паразиты” - фильм не только тяжелый, как тот булыжник, который зачем-то все время носит с собой один его герой, но и удивительно смешной.  

На втором месте - то есть с Гран-при - в этом году оказалась “Атлантика”, история о мигрантах, подобно Одиссею плывущих из Сенегала в Испанию в поисках лучшей жизни. Только вот их скитания по Европе мы не увидим: моряком навсегда заберет морская пучина, а настоящими героями станут не Одиссеи, а Пенелопы, оставшиеся на берегу.

Приз жюри - третью по значимости награду - разделили сразу две картины: французские “Отверженные” и бразильская “Бакурау”. Первая - история баррикад на улицах и в сердцах; вторая - своеобразная месть за колонизацию, воплощенная в жанре трэш-боевика. Американские туристы с ружьями едут в бразильскую глубинку, чтобы убивать людей, но натыкаются на отнюдь не дикий мир, способный к самоорганизации и самообороне.

Лучший сценарий, по мнению жюри, написала француженка Селин Скьямма. Ее “Портрет девушки в огне” - костюмная драма о любви двух женщин, то есть о любви, вычеркнутой из истории, но имеющей право в нее вернуться. Действие происходит в 18-м веке, но фильм так же актуален, как победившая в Каннах несколько лет назад “Жизнь Адель”.

Приз за режиссуру достался ветеранам Канн братьям Дарденнам, которые уже дважды получали Золотую пальмовую ветвь. Теперь их наградили за фильм “Молодой Ахмед” - историю об арабском мальчике в Бельгии, не желающем принимать европейский образ жизни.

Если вынести за скобки Дарденнов (столько разнообразных каннских наград, сколько у них, не завоевывал, кажется, никто), то проигравшими на этом фестивале окажется именно что партия ветеранов - Кен Лоуч и Терренс Малик, Джим Джармуш и Квентин Тарантино, Педро Альмодовар (сыгравшего в его “Боли и славе” Антонио Бандераса, впрочем, наградили как актера) и Абделлатиф Кешиш. Особенно иронично выглядит каннская судьба Квентина Тарантино. Спустя ровно четверть века после победы “Криминального чтива” он ценой титанических усилий и бессонных ночей в монтажной комнате все же успел привезти на Лазурный берег фильм “Однажды в Голливуде”. С блестящим сценарием, остроумной режиссурой и удивительным существованием в кадре как минимум Брэда Питта (а как максимум - еще и Леонардо Дикаприо и Марго Робби). И чем его наградили? Только призом для собаки, сыгравшей в фильме. Натурально бросили кость.

Самый простой способ интерпретировать результаты Канн-2019 - искать в них след конъюнктуры. Мол, режиссер отверженных Мари Диоп - девушка из Сенегала. Постановщик “Отверженных” Ладж Ли - чернокожий дебютант из Франции. Дарденны сняли не самый могучий свой фильм, зато про столкновение религий- и как же ловко они превратили это столкновение из кровавой вражды в платонический роман!  А “Портрет девушки в огне” получил еще и Квир-пальму - приз за освещение ЛГБТ-темы.

Но мыслить в таком ключе - опасно. Ведь когда фестиваль хочет навести на какую-то социальную тему свои прожекторы, он рискует вместо этого бросить на нее тень. И жюри, в котором собираются совестливые и мудрые люди, прекрасно это знают. Поэтому конъюнктуры в его решениях нет, а есть лишь желание сформулировать миссию искусства - хотя бы на год вперед. Сигналы, которые шлют миру Канны в этом году, вполне жизнеспособны и гуманистичны. Молодых, которые не молчат, услышат; стариков, которые не сдаются, поддержат. Отверженных если не спасут, то утешат. А мир вокруг, увы, не изменится - но за него все равно стоит продолжать борьбу с паразитами всех мастей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии