Егор Москвитин, кинокритик: Отверженные - главные герои Канн-2019

Первые итоги фестиваля

Егор Москвитин. Фото предоставлено автором публикации., "Metro"
Егор Москвитин. Фото предоставлено автором публикации., "Metro"

Кинофестиваль в Каннах почти завершился, и из полусотни увиденных на нем фильмов наконец-то выкристаллизовался единый сюжет. И этот сюжет вторит “Отверженным” Виктора Гюго. В год, когда Франция отмечает юбилей революции, главными героями Канн стали социальные изгои, всеми презираемые неудачники и растоптанные люди, единственная сила которых заключается в том, что они невинны. Рассказываем о том, как этот сюжет кочует на фестивале из фильма в фильм, и выделяем пять картин, которых стоит дождаться после Канн.

Герои фильма “Вас не было на месте” Кена Лоуча (82-летнего британского режиссера, уже дважды получавшего “Золотую пальмовую ветвь”) - английские бедняки, пытающиеся выжить в беспощадном к маленьким людям мире. Она - социальная работница, буквально живущая в плену у своих пожилых, но отнюдь не безобидных пациентов. Он - сотрудник службы доставки, который пытается выполнять как можно больше заказов, но оказывается в ловушке у своего жадного босса. А еще у них есть дети - озлобленный мальчик и ранимая девочка. И вся эта семья бьется, как рыба об лед, пытаясь изменить течение своей неблагополучной жизни. У Лоуча, как и всегда, получилось пронзительное и грустное кино, но в Каннах оно - лишь одно из многих.

В сенегальском фильме “Атлантика” безмолвные строители из Северной Африки, обманутые своим прорабом, отправляются через море в Испанию, чтобы привезти хоть какую-нибудь добычу своим женам. Но одиссея венчается смертью в водной стихии - и назад возвращаются уже призраки, жаждущие справедливости и расплаты. В современную социальную драму вдруг проникают мифологические сюжеты. Героям мерещатся джинны, а небоскреб посреди пустыни, который они строят, превращается в надгробие на могиле потерявшего себя народа. Режиссер фильма Мари Диоп - не только женщина, но еще и уроженка Сенегала, так что ее победа может стать символом перемен на консервативном фестивале.

Другой темнокожий режиссер, дебют которого удивил многих в Каннах, - француз Ладж Ли. Название его фильма созвучно лейтмотиву фестиваля - “Отверженные”. Но действие происходит в наши дни, а баррикады строят не революционеры и солдаты, а малолетние бандиты и жестокие полицейские. Фильм устроен по образу и подобию американского “Тренировочного дня”: новобранец-идеалист начинает патрулировать улицы вместе с матерыми напарниками и приходит в ужас от их методов. Но там, где американцы превращали путешествие полицейских по Лос-Анджелесу в психологический триллер, французы разыгрывают настоящую социальную драму.

Другой фильм о неразрешимых противоречиях современного мира - снятый братьями Дарденнами (у них, как и у Кена Лоуча, две главные “пальмы”) “Молодой Ахмед”. Его герой - мальчишка-мусульманин, поддавшийся влиянию имама-террориста и решивший убить свою учительницу арабского за то, что та встречается с евреем. Ребенок упрям, храбр и принципиален, поэтому социальные службы решают не ломать его волю, а соблазнить его дух. На ферме, куда его отправляют работать, трудится юная бельгийка. Интрига фильма - в том, сделает ли первая любовь маленького льва ягненком.

Но главным претендентом на “Золотую пальмовую ветвь” пока что кажется южнокорейский режиссер Пон Джун-хо. Его фильм “Паразиты” - сродни “Елене” Андрея Звягинцева, но там, где русский автор в отчаянии разводит руками, азиат делает ставку на черный юмор, внезапные вспышки насилия и тонкую социальную сатиру. Семья бедняков случайно получает шанс поработать прислугой - водителем, кухаркой, нянькой и репетитором - в роскошном доме богачей. И два клана начинают холодную войну за жизненное пространство. Этот фильм одновременно и дьявольски страшен, и неистово смешон. Джун-хо, кстати, близкий друг Квентина Тарантино, тоже приехавшего в Канны. И оба верят в одно и то же: что кино - это тихая гавань, в которой можно пережидать бури настоящего мира. Если вы тоже привыкли искать у фильмов утешения, обратите внимание на программу Канн-2019. Каждая из этих пяти картин способна и обнять, и утешить.

Показать комментарии