Колумнисты

Елена Колядина: Про медведей и людей

новости Вологодчины
Елена Колядина: Про медведей и людей
Елена Колядина, журналист, писатель. Фото "Metro"

Постоянные читатели вашего покорного колумниста знают, что моя любимая тема (не считая агитации за здоровый образ жизни) – новости, как говорится, родного края – Вологодчины: никак не отпускают места детства...

Особенно мне нравится, что на моей малой родине люди живут в неразрывной связи с природой, в её сезонных ритмах. Что ни осень или зима – по всем местным СМИ в топе новости о волках, зайцах, перелётных птицах и зимовьях щуки. Постоянный и уважаемый герой северной прессы – батюшка-медведь. С ним шутки плохи в любое время года, а в голодное – особенно. И вот очередная история о хозяине лесов. Мужчина 33 лет ушёл на охоту в районе станции Стеклянка, при нём были ружьё и собака. Домой охотник не вернулся. Через неделю спасатели нашли растерзанное тело и ружьё, из которого были сделаны два выстрела, – мужчину "заломал" раненый медведь.

Нападения медведей на людей на Вологодчине случаются, что называется, стабильно. За один только сентябрь косолапые нападали на четверых охотников, в октябре погибли двое. Дело в том, что в этом году в лесах случился неурожай ягод. Хотя, по мнению тех, кто видел животных, они на вид упитанные. Тем не менее медведи стали активнее выходить к жилью. И хотя на данный момент вологодские охотники добыли уже около 500 косолапых, число их всё еще опасно велико. Горожане сейчас, конечно, запричитают: ах, зоозащита, ох, экология! Но это если живёшь не в деревне. Там эта "природа" задирает собак и не даёт детям без опаски ходить в школу. Часто гибнут охотничьи собаки, которые приучены защищать хозяина. Охотников даже обучают навыкам первой помощи раненой собаке – мужчины могут сами зашить ей рану, всей охотничьей бригадой собирают деньги на операцию четвероногому защитнику. В голодное время медведь может "охранять" от вторжения людей брошенное овсяное поле, в этом году такая точно ситуация – ягод так мало, что медведь готов напасть на человека даже из-за овса. Поэтому если число косолапых в северных лесах не регулировать, они очень опасны для сельских жителей. А уж если мишка ранил или поживился человеком, то, по мнению старожилов, непременно станет людоедом. И хотя специалисты относятся к этому мнению скептически, медведем до сих пор пугают вологодских детей. Мне и моей подруге в детстве всегда бабушки говорили: кто чёрную (горелую) корочку от хлеба съест, тот медведя бояться не будет. Не знаю, откуда такое поверье – то ли цвет корки похож на цвет медвежьей шерсти, то ли горелый привкус как-то перекликается с медвежьей шкурой, но я эту примету говорила и своим детям. А дома у нас лежала большая густая шкура медведя – плохо выделанная, она была жёсткой, шерсть жирной на ощупь и сомнительно пахла. Когда шкуру медведя положили на полу возле балконной двери у моей тёти, то к ним перестала приходить соседская кошка, до этого регулярно перебиравшаяся "в гости" с соседнего балкона. Вот такая медвежья история – самое время рассказывать медвежьи бывальщины и сказки детям в тёмные осенние и зимние вечера.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.