Колумнисты

Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Коронавирус добрался до литературы

Про рассказ, которые победил на литературном конкурсе
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Коронавирус добрался до литературы
Елена Колядина. Фото предоставлено героиней материала

Рассказ "Коронованы бедой" вологодской писательницы Натальи Мелёхиной стал победителем литературного конкурса "Внезапная реальность", посвящённого коронавирусу. На сегодня Наталья Мелёхина – самая яркая звезда деревенской и охотничьей прозы, жанра почти исчезнувшего. Её рассказ "Что мы знаем о хлебе" очень популярен в Китае, где новая деревенская проза любима и почитаема.

Но вернёмся к коронавирусу.

Победительница объясняет, что если в городе все обложились гаджетами и пребывают в цифровой реальности, то в её родной деревне Грязовецкого района Вологодской области пандемия мало что изменила: сельчане сажают огороды, пашут поля, каждый день ходят на дойку коров на фермы, чтобы у городских жителей были продукты в супермаркетах.
– Корове не объяснишь, что нужно сидеть дома, поэтому жизнь идёт своим чередом, – рассказала Наталья Мелёхина газете "Красный Север". – Деревня испокон веку берёт на себя последствия всех самых тяжёлых событий: голода, разрухи, войны. Коронавирус – не самая большая и не самая страшная из этих бед. Но если говорить о жизни в целом, то сельчане привыкли, что им всегда тяжелее, чем городским людям, и они не ропщут, не жалуются, не завидуют, а несут свой вечный крест, как корону. Сельчане привычно заботятся о себе сами, погружённые в тот же веками не меняющийся круговорот природных циклов.

Я прочитала рассказ "Коронованы бедой", что называется, на одном дыхании. В нём вроде бы не происходит ничего из разряда "удержания внимания читателя" – ни тебе криминала, ни секса втроём, наоборот, будничная история: двое деревенских жителей – Шура и Толя – возвращаются из райцентра, куда ездили за хлебом и кошачьим кормом. Но, пока бредут от автобусной остановки в деревню, оказываются то в прошлом, а то и в будущем. Просёлочная тропа предстаёт дорогой сквозь Время.

"Звонить волонтёрам тётке Шуре и в голову бы не пришло, сколько ни талдычили номер горячей линии по радио и телевизору. Ей казалось, что уж к ней-то, к одинокой бабке из деревни, точно никто не приедет, даже и спрашивать не стоит. Вот и переминалась она от тревожных новостей с ноги на ногу, как старая встрёпанная воробьиха. "Введут в райцентр пропуска, как за хлебом поеду? А за таблетками от давления?" – думала она. Аптеки в их деревне отродясь не бывало. Медпункт давно закрыли, а вслед за ним и магазин. Автолавка приезжала раз в неделю, а свежего хлеба порой уж так сильно хотелось! Пуще пряников и конфет.

Шура родилась после Великой Отечественной, в голодном сорок седьмом, и потому она привычно считала цену хлеба не только в рублях, но и в километрах до ближайшего магазина, в трудах в колхозе. Выучить её у родителей денег не было, и после начальной школы Шура пошла в телятницы на ферму в Погорелове. Так и отработала всю свою жизнь, лишь три месяца не дотянула до пенсии, не хватило здоровья. Прописал тогда доктор лёгкий труд, а где его взять в деревне?"
А что же коронавирус? Он стал такой важной частью нашей жизни, что впору предлагать школьникам на ЕГЭ эссе на тему "Образ пандемии в творчестве россиян".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.