Колумнисты

Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Мутовка вместо блендера

А вы говорите гранола!
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Мутовка вместо блендера
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Мутовка вместо блендера
Елена Колядина. Фото предоставлено автором колонки

Притомила фуд-съёмка в "Инстаграме". Что ни завтрак у российской инстаграмщицы – обязательно клубника с круассанами, гранола с бананами, если и затесалась где каша, то обязательно присыпана экзотическими орехами и семенами тропического происхождения. Что ещё вызывает подозрения в реальности таких приёмов пищи – дама всегда завтракает одна, ни тебе детей рядом, ни бабушки. И одета при этом в купальник с гостиничным халатом. Вот прямо с утра встала – и купальник первым делом надела. Поэтому я прямо ахнула, увидев во "ВКонтакте" видео кулинарного онлайн-марафона "Пироги Вологодчины". В нём приняли участие 20 районов Вологодской области – хозяйки сняли видео приготовления пирогов, характерных для разных сёл и деревень нашего Русского Севера.

Сразу скажу, возможно, повторить рецепты в точности вряд ли удастся в городе  – вместо блендера в деревне деревянная мутовка, никаких микроволновок с мультиварками, всё в русской печи. На стол подаются гуськи, посыпушки, пирог для зятя, налитушки, сканцы, шаньги, рыбники и курники.

Хозяйки Вепсского поселения приготовили "пироги для зятя" – тонкие хрустящие лепёшки с сахаром, зажаренные в масле.

Вашкинский район испёк рыбник, якобы самый вкусный на Вологодчине, потому что печётся с лещём, а лещ на Белом озере очень жирный.

Кадуйский район удивил меня больше всех: хозяйка – кстати, глава района – сделала пирог-доспешник (от слова "доспеть"): испекла стопку блинов, пересыпала манкой и вологодским маслом, завернула всю стопку в пресное тесто, а из печи достала уже золотистый "купол", напоминающий древний головной убор.

Кирилловский район напёк в русской печке пироги из дрожжевого теста на чугунных сковородах. Сямженский район сделал преснушки с картошкой из ржаной муки. Кстати, ржаную муку использовала чуть ли не каждая участница марафона "Пироги Вологодчины": из белой муки пекли "по-богатому", из овсяной – "по-бедному", а ржаная, так сказать, для среднего класса.

Тотемский район сделал хворосты с картошкой из ржаного постного теста. Чуть не забыла сказать, насыпушка – это пирог, намазанный сметаной и посыпанный сверху крупой. Налитушка – пирог из опарного теста, облитый сверху "наливой" – любой начинкой, хоть грибами с луком, хоть брусникой с сахаром.

Бабушкинский район испёк леденгский пирог – с солёными рыжиками, луком и ячневой крупой.

Про шаньги или рогульки я помню из своего собственного детства и рассказов моей мамы. У неё было восемь братьев и сестёр, и иногда она говаривала, мол, жили и в войну, и после войны бедно. Но при этом рассказывала про еду в обычный день: мать (получается, моя бабушка) затемно пекла в печи "целый таз" шанежек с картошкой, варила в чугунке щи из крапивы с козьим молоком, а на "десерт"… Не знаю, как это назвать, может, мармелад? Ягоды – лесную малину и землянику – толкли, раскатывали в пласт и подсушивали его в печи. Затем мать скручивала пласты в трубки, заворачивала в холст и выдавала по мере надобности, а дети этот мармелад грызли вместо сладостей. А вы говорите гранола!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.