Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Суп из сена для великого художника

Об искусстве

Елена Колядина.
Елена Колядина.

Вторая супруга художника Ильи Репина Натали Нордман-Северова была писательницей и феминисткой – ратовала за свободу женщин, реформацию брака, раскрепощение прислуги и вегетарианство. Веганы всегда вызывали у меня сомнения, но последняя услада великого художника (Репин увлёкся Нордман, когда ему было 52 года) убедила, что мои подозрения не беспочвенны. Натали варила для несчастного супруга суп из сена; отказавшись от мехов, сшила себе из мешковины тулуп, набитый сосновыми иголками. Внешность Натали, как явствует из картин Репина, была на любителя, то, что сейчас называют "бодипозитив": двойной подбородок, кустистые брови, отвисшая грудь. Впрочем, женские формы – дело вкуса. Репин изображал полуголую жену с явным любострастием. Вообще, в живописании дам Илья Ефимович был большой затейник. Однажды создал портрет свояченицы в бальном платье, но когда поссорился с ней, то перерисовал картину, изобразив родственницу монахиней.

Билеты на выставку я купила более месяца назад, чуть не забыла даже про неё. Удивилась, что из метро "Октябрьская" лился просто поток людей. Да, кто-то шёл в парк Горького, но многие – именно туда, в Новую Третьяковку, "на Репина".

Народу в залах – не протолкнуться, окультуриваются всей семьёй. Перед полотном "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" маленькая девочка (зовут Марина, пять лет) спросила у бабушки, кто эти дяденьки на картине. Бабушка, чтоб ребёнку было понятно, объяснила: это депутаты, только 120 лет назад. "А я думала, что они все живые", – удивилась девочка. Ну, Марина, мы, взрослые, тоже нет-нет да и понадеемся на живые сердца избранников. Правда, с 1903 года, когда было написано это монументальное полотно, мало что изменилось: в "зале Госсовета" кисти Репина с важным видом сидят плешивые старики, давно не способные родить новую жизнь, но зато посылающие юность погибать в войнах.

Перед картиной "Проводы новобранца" у меня навернулись слёзы, вспомнила, как сама провожала сына в армию. Вот это я понимаю – реализм пронимает до глубины души: отец плачет, безутешная мать обнимает сына, сестрёнка утирает рукавом лицо.

Выставка потрясает не просто глубочайшим психологизмом сюжетов и героев, но и связью с сегодняшним днём. Хоть сейчас ставь под любое полотно гневный текст и выкладывай в "Фейсбук". Это я про картины с говорящими названиями: "Не ждали", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Бурлаки на Волге", "Нищенка". Вечный контраст беспечных богатых барышень в кружевах и с букетами полевых цветов – и бедности, страданий... Но при этом веры простого народа в Бога и в справедливость.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии