Историк Артём Кирпичёнок: О деревянном Петербурге мало кто знает

В XVIII веке на Петроградской стороне деревянная застройка была единственно допустимой

Артем Кирпичёнок. Фото "Metro"
Артем Кирпичёнок. Фото "Metro"

Историю о том, что Петербург, в отличие от других русских городов, изначально был построен в камне, петербуржцы впитывают с молоком матери.

Многие знают и знаменитый петровский "каменный налог", предписывавший каждому прибывавшему в Петербург привозить с собой определённое количество камней. Корабли в зависимости от своей вместимости доставляли 10, 20 или 30 булыжников, а подвода – 3 пятифунтовых камня. Те же, кто не держал камня за пазухой, платили штраф в размере одной гривны. Более того, 305 лет назад, 20 октября 1714 года, был издан указ "О запрещении на несколько лет строить во всём Государстве каменные домы", по которому мастера каменного дела волей-неволей были вынуждены отправляться в поисках заработка на берега Невы.

Между тем на момент издания вышеупомянутого закона город, существовавший уже более 10 лет, продолжал оставаться почти полностью деревянным. Чтобы придать зданиям более представительный вид, их штукатурили и раскрашивали под кирпич.

Большая часть булыжника, которую привозили в город, шла не на строительство домов, а на мощение улиц.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Деревянный Петербург был крайне пожароопасным местом. В 1736–1737 годах два грандиозных пожара уничтожили почти всю городскую застройку между Мойкой и Адмиралтейством. Это повлекло за собой грандиозную перестройку Адмиралтейской части. На пепелище теперь строились каменные дома. Правда, даже в последующие десятилетия зона исключительно каменной застройки не распространялась дальше канала Грибоедова. В конце своего правления Екатерина II с гордостью заявила: "Я застала Петербург деревянным, а оставлю его каменным". Несмотря на все её заслуги, это, конечно, было литературным преувеличением. Даже в середине следующего XIX столетия до половины всех петербургских домов продолжали возводиться из дерева. Более того, оставались районы, где деревянная застройка в XVIII веке была единственно допустимой. Речь шла о Петербургской, или Петроградской, стороне. В то время власти не исключали возможности внезапного шведского нападения и хотели иметь шанс сжечь посады, окружающие Петропавловскую крепость с севера.

Несмотря на бум строительства доходных домов, начавшийся с 1860-х годов, деревянная застройка продолжала преобладать на петербургских окраинах ещё долгие десятилетия. Если мы посмотрим на фотографии Выборгской стороны, Автово, окрестностей Екатерингофки столетней давности, то увидим главным образом деревянные дома.

Точку в истории деревянного города поставила блокада. Южные пригороды оказались на линии огня и были разрушены. Деревянные здания в других районах Ленинграда были разобраны на дрова для нужд городских электростанций. Таким образом, после блокады деревянная застройка почти полностью исчезла. Сегодня лишь считаные здания напоминают нам о том, что некогда в городе на Неве преобладали деревянные строения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии