Колумнисты

Михаил Лабковский: Однажды в детстве

о пионерах и котлетах
Михаил Лабковский: Однажды в детстве
Михаил Лабковский: Однажды в детстве
Михаил Лабковский, психолог. Фото Фото предоставлено автором публикации
20 ноября во всём мире отмечают Международный день ребёнка. В связи с этим мы объявляем новый конкурс читательских колонок. А пока наши читатели вспоминают интересные случаи из своего детства, постоянные колумнисты Metro будут рассказывать о себе.

Родился я в Москве в полной и, пожалуй, довольно большой по нынешним временам семье. Старший брат, мама, папа, две бабушки (мамина и папина мамы), я – все мы жили в одной квартире, под одним потолком. Мама моя очень много работала, кормила всю семью. Обе бабушки готовили, помогали по хозяйству.

Конечно, мы в те времена были довольно ограничены в средствах: денег немного, народу полно. Вот представьте: ужин, стол, на столе – сковородка, в которой, скажем, 15 котлет. Я съел две, тянусь за третьей. Тут же слышу от мамы: "Не трогай котлеты! Нас ещё пять человек кроме тебя в доме. Не могу же я, бросив работу, целыми днями крутить тебе котлеты". Оно и понятно: когда большая семья, готовить каждые пять минут действительно сил никаких нет.

Так было в течение всего учебного года, зато летом я отрывался. Дело в том, что у мамы была старшая сестра – моя любимая тётя, которая воспитала моего старшего брата, меня, а потом ещё и в воспитании моего ребёнка принимала участие. Тётя, Тамара Львовна, тоже родилась в Москве, но в 1946 году по сталинскому набору уехала осваивать город Кёнигсберг, ныне Калининград. И всё лето, как правило, я проводил у неё.

Жила мамина сестра одна, преподавала зарубежную литературу в Калининградском государственном педагогическом институте (сейчас это Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта). Была, если не ошибаюсь, профессором. Тётя души во мне не чаяла, а поскольку не была обременена ещё пятью домочадцами, то готовила от души, ограничений никаких не было.

Когда я приезжал, меня ждало 20, 30, 40, 50, 100 котлет – буквально столько, сколько захочу. Я, конечно, отрывался и съедал сразу по десять или пятнадцать штук. Вставал из-за стола, выходил на балкон, а там уже охлаждался морс или компот. В кастрюлю был любовно погружён половник: пить так пить. И я знал, что все пять литров – мои. Я съедал все котлеты, выпивал весь морс, а тётя готовила снова и снова и делала это с огромной любовью.

Впрочем, это было не единственное, чем были замечательны каникулы в Калининграде. Когда мне было 14 лет, я, как обычно, слонялся летом без дела, а поскольку энергии у меня всегда было много, тётя решила направить её в мирное русло и пристроить меня работать в Калининградский зоопарк. Там у меня было две работы: во-первых, я ухаживал за кенгуру, во-вторых, кормил мелких грызунов, которые, в свою очередь, потом становились кормом для хищников и змей. Такая вот пищевая цепочка.

Надо сказать, это было довольно весёлое время, но мяса в стране не было. Не было его и в Калининграде. Зато был шашлычник, который постоянно предлагал за огромные для пионера деньги – 10 рублей – отдать ему пару-тройку кроликов на шашлык. Но мы – я и другие пионеры-герои – говорили твёрдое нет, и наши хищники всегда получали еды сполна.

Мы животных не объедали – мы их любили. Ну а как иначе: мы были пионерами. Хотя такое объяснение вряд ли о чём-то скажет нынешнему поколению.

Твоя колонка в газете!
Уважаемые читатели! В этот раз вы должны посвятить свои колонки забавному случаю из вашего детства. Присылайте тексты (не более 3300 знаков) на konkurs@gazetametro.ru. В теме укажите: "ДЕТСТВО". Не забудьте добавить свои ИМЯ и НОМЕР мобильного телефона. И нам обязательно понадобится ваша фотография.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.