План "Б" для бизнеса: как мы будем жить после эпидемии?

Авторская колонка Анны Бодровой, старшего аналитика ИАЦ "Альпари"

Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари". Фото предоставлено автором колонки
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари". Фото предоставлено автором колонки

Россия больше месяца находится в режиме рекомендованной властями самоизоляции. Мера, рассадившая людей по домам, призвана снизить степень загрузки медицинских учреждений заболевшими, и дать медикам возможность эффективнее обслуживать каждого. Жизнь оказалась важнее рабочего места, контрактов и планов на отпуск. Казалось, что за несколько недель все стабилизируется, и уже к концу апреля мы все вернемся к привычной жизни. Но возвращение откладывается, так как эпидситуация не позволяет капризничать, да и привычной жизни там, за пределами дома или квартиры, больше нет.

Малый и микробизнес в основном занятый в сфере услуг оказался в сложнейшем положении сразу же, как только потребители урезали расходы и активность. Все бизнес-процессы в непроизводственном секторе остановлены. Исключение составляют предприятия общепита, способные работать на доставку, но и здесь они балансируют на грани рентабельности, сохраняя пул лояльных клиентов и рыночную нишу. Все остальное оказалось или в коме, или в нокдауне, после которого не подняться. Так, например, давно умер туристический бизнес, и это совершенно точно та ниша, которая в постковидное время будет строиться заново. На паузе оказалось все, что так или иначе связано с местами скопления людей: спорт, культурные мероприятия, сфера развлечений и досуга.

Бизнес, понимая, что самим тут не выжить и не выплыть, запросил государственной и банковской поддержки, чтобы расплатиться с сотрудниками и арендодателями. Крупным банкам "сверху" была дана отмашка выдавать кредиты с нулевым процентом на выплату зарплат. Запрос оказался актуальным для многих, но бюрократическая машина тут сработала традиционно плохо и медленно. Кроме того, те, кто умеет считать – а среди МСБ это большинство – отлично увидели, что и это придется отдавать. Спрогнозировать, будет ли с чего платить, сейчас невозможно. Поэтому поддержка как бы есть, но формально нет.

Оказалось, что у бизнеса ровно так же, как и у населения, масса вопросов о том, за чей счет сотрудники будут сидеть по домам полтора месяца. Власть назначила ответственным за это работодателя, но без поддержки осталось большое количество людей, которых ранее привлекали зарегистрироваться как самозанятых. Рано или поздно у бизнеса, который тоже сидит в самоизоляции, закончатся деньги. И тогда уже к концу второго квартала 2020 года рынок труда накроет лавиной безработных. Сейчас можно только догадываться об их количестве, потому что предприниматели будут пытаться всеми силами вернуться в оборот. Удастся это 20-30%, а остальные уйдут с рынка вместе с рабочими местами.

После того, как закончится карантин, потребитель уже не будет прежним. Вообще ничего не будет прежним, и потребитель особенно. Во-первых, изменится платежеспособность в худшую сторону и надолго. Мы ожидаем падения реальных располагаемых доходов населения на 17-20% в апреле-июне. Это очень много. Во-вторых, за время изоляции люди могут пересмотреть свои потребности в повседневных вещах, поняв, что не так много им и нужно. Небольшой бизнес должен учитывать такую вероятность уже сейчас.

Как малому бизнесу жить дальше? Нужно будет продумать механизмы создания подушки безопасности в любом ее виде, чтобы заложить основу для устойчивости в дальнейшем (перевод бизнеса в экстренных ситуациях в онлайн, денежный запас, возможность диверсификации и т.д.). Очень здорово сейчас использовать небольшой бизнес-формат как абсолютное конкурентное преимущество: вы можете быть более гибкими и чуткими и быстрее откликаться на изменившийся потребительский интерес, чем бизнес покрупнее.

Очень сильно изменится формат рекламы. Больше не будет смысла вкачивать огромные бюджеты в рекламу "ни о чем". Ценность обретает целевой информационный запрос, с ним нужно работать внимательнее. Рекламную активность снижать не нужно, но совершенно точно требуется переосмыслить подачу рекламных материалов и информации. Люди к этому готовы.

Небольшому бизнесу нужно будет обязательно иметь вариант онлайна. Будем считать это возможностью диверсифицировать риски, как при биржевой торговле – не упускайте этот шанс.

Подытожим. Если вы – малый или микробизнес, и вы выжили в эту самоизоляцию и кризисный провал, то вы будете жить практически вечно. Главное, извлечь нужные уроки из этого опыта, не рассчитывать на чью-то помощь (привет, государство) и всегда иметь "План Б".

Показать комментарии