Вахтанг Джанашия, политолог: Демилитаризация языка

Совет по русскому языку провёл своё первое заседание

Вахтанг Джанашия. Фото "Metro"
Вахтанг Джанашия. Фото "Metro"

Через пять лет после учреждения (2014 г.) Совет по русскому языку провёл-таки своё первое заседание. Итоговую задачу сформулировал Путин: "Формирование активной и целостной языковой политики, которая обеспечит сохранение и развитие русского языка, отечественной литературы и в России, и за рубежом". Для этого предстоит усовершенствовать законы о государственном языке и языках народов России, утвердить новые языковые нормы (уже страшно!), издать новые словари и справочники.

Языковой вопрос в нашей стране впервые возник в 1978 году. В 1977 году была принята новая, "брежневская" конституция СССР. Соответственно, предстояло обновить конституции союзных, а затем и автономных республик. В марте 78-го, при обсуждении новой конституции Грузинской ССР возникло предложение объявить грузинский язык государственным. Вылилось это предложение в массовые националистические митинги. И, как следствие, при обсуждении законов Абхазской АССР возник вопрос о государственном статусе абхазского.

Абхазов, знающих абхазский, и сейчас по пальцам пересчитать. А тогда в Абхазии господствовали русский и мегрельский – половина населения были мегрелы. В ответ на предложение огосударствить абхазский академики Академии наук Грузии (а это сплошь мегрелы) предложили придать статус второго государственного мегрельскому. Как утихомирили возникшую бузу – отдельная тема.

Кремлёвские творцы перестройки грузинский урок не касаться языков не усвоили. В Прибалтике, рвавшейся из СССР,  они декларировали не защиту государства и его интересов, а угнетаемых русских и русский язык, притом что прибалтийские русские в абсолютном большинстве голосовали против СССР. А как лишить Россию повода защищать из-за границы русский язык? Сделать так, чтобы этого языка не осталось. Результат – драконовские языковые законы почти во всех союзных республиках, направленные против русского. К примеру, в Армении законодательно запретили русские школы ещё в 1993-м. В нескольких "русских классах" имеют право учиться только русские, которых в республике практически не осталось. Но этого в Москве не замечают. Как не замечают процесс "казахизации" в Казахстане: кто рискнёт конфликтовать с Назарбаевым?

Интересно, что языки со схожей с русским имперской историей – французский и английский – совершенно не нуждаются в защите. Франция в Африке, а США по всему миру рассылают свои военные контингенты и при этом открыто говорят, что отстаивают свои державные интересы, а не придумывают защиту французского с английским, которым абсолютно ничего не угрожает именно благодаря тому, что Франция и США чётко разграничили, где государственные интересы, а где культура и язык. В Малороссии уже шестой год война. Из-за русского языка? Побойтесь Бога!

Самым примечательным из происходившего на Совете по русскому языку стала отповедь Путина своему советнику, что, если русский – оружие, "с ним начнут бороться как с оружием". Но чтобы он стал "мягкой силой", необходимо срочно демилитаризировать некоторых российских политиков.                                                                                                          

Мнение автора может не совпадать с  мнением редакции.

Показать комментарии