Эх, дорога…

Летом 1989 года отдыхал я в санатории в Саирме – это Западная Грузия. Тоску однообразного «лечения» нежданно-негаданно разнообразило очередное «обострение» в Абхазии: абхазы и грузины, преподаватели университета в Сухуми, не смогли мирно поделить взятки с абитуриен­тов. Для непосвящённых поясню: нет в природе и не было никогда абхазо-грузинского межнационального конфликта – просто кланы делили доходы с должностей, с цитрусовых, с отдыхающих и по

В промежутке между телерепортажами из Сухуми, кто кому как морду набил и кто кого в какую аудиторию не пустил, в прямой эфир вылезли «представители грузинского национального движения». Почему-то вся их трескотня была не об Абхазии, а свелась к мысли, что они никогда не допустят, чтоб грузин притесняли в Южной Осетии. При чём тут осетины, никто не объяснял. Но было очевидно: эти марионетки грузинских криминальных кланов трындели о Южной Осетии неспроста.


Южная Осетия – место абсолютно идиллическое, красоты неописуемой. Потенциально – идеальный горный курорт. Сюда бы инфраструктуру – и знаменитые Инсбрук, Гренобль, Гармиш отдыхают. Махонькая территория с фактически натуральным хозяйством в предгорьях Большого Кавказского хребта. И конфликтов между грузинами и осетинами не было – делить было нечего. Разве что советские должности. И вдруг...


Секрет прост: после блокировки в Абхазии транспортных артерий основной поток грузов между Россией и Закавказьем пошёл фурами через Транскавказскую автомагистраль, Транскам, по территории Южной Осетии. Контроль за таким транзитом – деньги несусветные. А значит, грузинским ворам в законе необходим был там конфликт, кровопролитие. Ведь чем больше беспорядка и меньше законности, тем больше доходы, к которым вскоре присосались «дольщики» осетины, армяне, россияне...


За неимением ничего другого наспех придумали взаимовыгодный образ осетин – исторических врагов и должников грузинского народа. Одно грузинские ультрапатриоты забыли: знаменитая царица Тамара родила наследника от осетинского военачальника Давида Сослана. И с 1213 года Грузией правил Георгий IV Лаша, выросший в Абхазии осетин. А потом, до 1801 года, до присоединения Грузии к России, и его потомки. Осетины.


Деньги на Транскаме абсолютно конкретные товарищи заработали. Но растравленный на пустом месте межнациональный конфликт, обильно политый кровью, имеет свою логику. И практически необратим. Тем более что в Тбилиси при власти всё такие же националисты.
Беззастенчивый разбой на монопольной, стратегически важной дороге бесконечно продолжаться не может. Какой-никакой порядок навели. Вот только о совместной жизни в одном государстве после всего навороченного уже речи быть не могло.


Так ради сиюминутной наживы грузинские «патриоты» отвадили от себя целый народ, да и кусок территории утратили. А кто виноват? Ну, у них всегда и во всём – Россия.
 

Показать комментарии