Вахтанг Джанашия: Куда идём

Колумнист Metro - о политике и пути России

Вахтанг Джанашия. Фото "Metro"
Вахтанг Джанашия. Фото "Metro"

Сурков Владислав Юрьевич – это, если вдруг кто-то не знает, наш главный ответственный за формирование внутренней политики с 1999 по 2011 год. "Самый выдающийся политический ум", – писали о нём даже наши заокеанские "партнёры", признавая очевидное. Но и тогда, и теперь Сурков – незаурядный литератор и публицист. На днях в журнале "Россия в глобальной политике" он опубликовал эссе, проигнорировать которое невозможно.

Концептуальное эссе. Суть: западный путь для России закончен, в Европу нас никогда не впустят – и нечего пытаться. 400 лет рубили туда окно – тщетно. А так как до европейского поворота мы-де тоже 400 лет рвались на Восток и тоже безуспешно, то остаётся признать, что у России свой особый путь. В гордом одиночестве.

Одновременно с Сурковым с абсолютно аналогичными концепциями выступили Фёдор Лукьянов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, и лидер движения "Суть времени" Сергей Кургинян. Стимулирующее размышления совпадение.

"Мало кому слышно заглушаемое фоновым медийным шумом насмешливое молчание судьбы", – посетовал Сурков. Но сквозь медийную какофонию Владислав Юрьевич сумел расслышать, что "восточный вектор развития был выбран и опробован" во времена монголо-татарского ига.

Вообще-то, для занудной точности, Россия на Восток никогда не рвалась. После первого монголо-татарского нашествия в сороковые годы XIII века русские князья более-менее исправно платили дань монголам – откупались, чтоб не нарваться на визиты их коллекторов. А православной религии не изменили. Экономику под монгольские стандарты не перестраивали. И при первой же возможности послали монголо-татарских халявщиков далеко-далеко и навсегда. И даже Сибирь присоединили в конце XVI века только после того, как тамошний хан Едигер, напросившись под российское покровительство, нагло кинул с оплатой услуг. А Туркестан присоединили вообще во второй половине XIX века в конкурентной борьбе с Великобританией.

Вот кто аж с начала IX века – наше государство только зарождалось! – рвался на Восток, так это немцы. В XIX веке даже лозунг придумали Drang nach Osten ("Натиск на Восток"). Это у немцев Пётр Великий отвоевал Прибалтику. Это с немцами Екатерина Великая делила Польшу. Это в Восточной Германии в 1945 году мы разместили наши победные танки, заставив всех европейских русофобов с нами считаться. Вот только Горбачёв с Шеварднадзе промотали добытое 28 миллионами жизней. И потому нынешняя Германия – главный европейский начальник – перекрыла нам дорогу на Запад. Хотя бьётся за прокладку газопроводов.

Сурков предрекает России долгое одиночество. И тут же задаётся вопросом, каким оно будет? "Прозябанием бобыля на отшибе? Или счастливым одиночеством лидера, ушедшей в отрыв альфа-нации, перед которой "постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства"? Но непременное условие лидерства – следование других за тобой. А этого можно добиться или силой, или деньгами, или гениальной консолидирующей идеей. И только от нас зависит, какой из трёх вариантов мы захотим и сумеем реализовать.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии