Вахтанг Джанашия: Такси вызывали?

Колумнист Metro - о таксистах и такси

Поди забыли уже, как совсем недавно ездили на бомбилах, на их старых, под списание "жигулях". Бомбилы налогов не платили. Огромные деньги шли мимо госкассы.

С нелегальными таксистами расправились быстро: и административными запретами, и установлением жёстких требований к качественным параметрам машин и водителей, и демпингом: агрегаторы (так официально называются онлайн-диспетчерские) снизили расценки до уровня нерентабельности для бомбил.

Таксопарки оптом закупили новые, отвечающие установленным мэрией требованиям машины – в основном "Шкоды-Октавии" и "Хёндэ-Солярисы" по средней цене 1 млн 300 тысяч рублей. За короткий срок эксплуатации они должны окупить себя, покрыть расходы на техобслуживание и ремонт плюс принести какой-никакой доход хозяевам таксопарков. Отсюда цена аренды машины в пределах двух-двух с половиной тысяч с шофёра ежедневно. А ещё водитель платит за бензин (почти тысяча в день), за чистку-мойку машины, штрафы...

Расценки же остались прежние, демпинговые. Поэтому, чтоб заработать необходимый дневной минимум в 6 тысяч рублей (помните, минус аренда, бензин, мойка?), таксисту надо вкалывать не меньше 12 часов. Месячный заработок таксиста в 120 тысяч – бесстыжая ложь, что доказано множеством расчётов: смотрите в Интернете.

Ещё нечто фантастическое – премии от Uber, международного агрегатора американского происхождения, водителям за количество рейсов. При условии, что нет отказов от заказов. Маршрут, пока рейс не начался, водителю неизвестен.

Поэтому, чтоб были отказы, в конце поездки, когда водителю особенно важен навигатор для проезда по нашим дворам-лабиринтам к указанному адресу, Uber заваливает таксиста заказами, фактически отключая навигацию. И плевать на удобство водителя, безопасность пассажиров. Но как только рейс закончен, поток заказов прекращается. Как не было. Вот такая экономия на премиях. При том что сам Uber сдирает с каждого заказа 20%!

Но это мелочи по сравнению с тем, в чём обвиняют Uber за рубежом. Транспортное ведомство Лондона лишило его лицензии на перевозку пассажиров за плохое предупреждение криминальных происшествий, за непрозрачное оформление медицинских сертификатов, за потакание водителям с криминальным прошлым, за использование системы Greyball, которая позволяет обманывать городские власти и сотрудников правоохранительных органов в странах, – заметьте, не в стране, а в странах! – где услуги компании запрещены.

В США к такому же списку обвинений прибавили дела о взятках транспортным чиновникам, об использовании шпионской программы для борьбы с конкурентом, краже коммерческой тайны. А сколько претензий в Германии, Испании, Нидерландах, Италии!..

В России к агрегаторам – Uber, "Яндекс.Такси", Gett – власти благосклонны. Но их ценовая политика вызывает большие вопросы и требует вмешательства транспортных чиновников или профсоюзов. Ведь работающий 12–16 часов за гроши таксист – смертельная опасность и для пассажиров, и для всех окружающих. Опаснее бомбилы на "жигулях".
Дальнобойщикам в машины устанавливают прибор, жёстко ограничивающий "трудовые порывы" в пользу безопасности. Необходимо устанавливать такие же приборы в такси, чтоб ограничить время работы таксиста хотя бы 10 часами. И повысить расценки. Поездки подорожают? Безопасность дороже!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Показать комментарии