Мордом, или театр одного лица: в Петербурге покажут картины легенд советского андеграунда

В Русском музее открывается выставка, посвященная творчеству авторов 60–80-х годов XX века. На ней представят полотна Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Петра Беленка и других авторов.

На выставке представлены работы художников 1960-1980-х годов. Фото Игорь Акимов, "Metro"
На выставке представлены работы художников 1960-1980-х годов. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Знаменитый Мордом Олега Целкова. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Знаменитый Мордом Олега Целкова. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Петербуржцам покажут уникальную картину Оскара Рабина. На ней нет тоскливых советских будней. Фото Игорь Акимов, "Metro"
Петербуржцам покажут уникальную картину Оскара Рабина. На ней нет тоскливых советских будней. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В своих картинах Петр Беленок предсказал чернобыльскую катастрофу. Фото Игорь Акимов, "Metro"
В своих картинах Петр Беленок предсказал чернобыльскую катастрофу. Фото Игорь Акимов, "Metro"

В одном из залов взгляд посетителей притягивает картина с оранжевым человекоподобным существом. Круглое, как картофелина, лицо, непропорциональные глаза, курительная трубка.  

“Автор этой работы – Олег Целков. Это лицо он рисовал всю свою жизнь! Он называл его Мордом. Он говорил: “Я даже не понял, что  сотворил и кого нарисовал. Это портрет не какого-то одного персонажа, а всеобщий. Портрет то ли человечества, то ли какого-то огромного скопления людей”. Это был театр одного лица, и он прославился вот этим Мордом, который существовал всю жизнь”, – рассказывает Metro Главный хранитель музея Наталья Волкова.  

Творили на чердаках

Новая выставка в Русском музее "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту" посвящена творчеству легенд советского андеграунда. В семи залах собраны полотна Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Франциско Инфанте. Всего 36 художников 1960–1980-х годов. И 200 картин.   

“Андеграунд – это не стиль, а время, когда художники, композиторы, поэты говорили на языке, который был запрещен. Было только одно официальное искусство. Такие художники творили на чердаках. Они говорили на совсем другом языке. И вот об этом времени, об этой свободе и стремлении к ней наша выставка”, – продолжает Наталья Волкова.  

Художник-пророк

Здесь можно встретить и картины Петра Беленка, которого еще называют пророком. В своих картинах он буквально предсказал аварию на Чернобыльской АЭС.  

“Это скульптор и художник из-под Чернобыля. Он родился и вырос рядом с ним. На его картинах всегда что-то взрывается, несется! Когда он переехал в Москву, то продолжал работать как скульптор. Он лепил для денег бюсты Ленина, а для себя он рисовал вот эти странные картины со взрывами и катастрофами, на которых где-то бежали, а где-то летели люди. Он считается предвестником той катастрофы”, – говорит собеседница Metro. 

Мотивы той страшной трагедии прослеживаются буквально в каждой картине. Вот мостовая, над которой пролетает нечто прямоугольное и взрывающееся. На соседнем полотне вихрь, нависший над корчащимся человеком у русской избы.   

“Все эти человечки – это коллаж: вырезки из журналов, на которые накладывались взрывные мазки микроэмали”, – добавляет Волкова.  

Без селедки и бумаги

Петербургской публике представят нехарактерную картину Оскара Рабина. Тоскливые будни советской действительности – на эту тему обычно творил художник. В Русском же музее покажут работу, преисполненную света.

“Тут нет его селедок, грязной бумаги, этой помоечности бесконечной, – продолжает Наталья Волкова. – Этот летящий поезд, который уходит в московское небо над московскими крышами, конечно, совершенно уникальная и редкая работа Оскара Рабина. Все просто ахают”.

Выставка "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту" в Русском музее будет работать с 3 марта по 29 мая.

Показать комментарии