Эксперт рассказала, как в России решается судьба продуктов с истекающим сроком годности

На днях компания X5 Group, включающая в себя торговые марки "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", запустила тестовый проект фудшеринга. Мы решили разобраться, зачем это нужно и где еще в мире принято делиться едой.

Как в России решается судьба продуктов с истекающим сроком годности. Фото Pixabay
Как в России решается судьба продуктов с истекающим сроком годности. Фото Pixabay

Понятие "фудшеринг" в России не ново. По данным ТИАР-Центра (независимого аналитического центра), только в 2018 году семь тонн продовольственных продуктов было спасено благодаря практике их распределения. В большей степени сейчас она носит благотворительный характер и популярна в социальных сетях.

Фудшеринг (в переводе с английского food - "еда", share - "делиться" – Прим.ред.) предполагает рациональное распределение продуктов питания, срок годности которых заканчивается через пару дней либо уже истек.

Утилизация продуктов из магазинов решает экологическую и социальную проблемы. Кроме сокращения отходов из испортившейся пищи, нуждающиеся люди и пенсионеры получают еду бесплатно.

По словам Анны Успенской, эксперта по фудшерингу в России, началом истории "спасения" продуктов в нашей стране можно считать волонтерскую работу и объявления о передаче еды в социальных сетях, которые появились ещё в далеком 2015 году. Также с 2012 года существует фонд продовольствия “Русь”, который собирает продукты на благотворительность и использует фудшеринг в качестве одного из инструментов для этого.

Возможно, эта благотворительная и экологическая мера обращения с продуктами стала бы более популярна в нашей стране, если бы не налоговый барьер, тормозящий ситуацию. Проблема в том, что организации обязаны платить государству налог за то, что отдают еду с заканчивающимся сроком годности бесплатно. То есть помимо уплаты экологического сбора за утилизацию товара добавляется уплата налога за участие в благотворительности. И для владельцев предприятий, конечно, теряется выгода от этой деятельности. Поэтому количество участников фудшеринга сейчас минимальное.

"В то же время в компаниях важна экологическая составляющая, и сотрудничество с такими проектами позволяет им заявить свою позицию и сделать товары более популярными. Пока это единственный плюс от фудшеринга для компаний", – рассказала Анна Успенская.

Фудшеринг давно пользуется спросом на Западе. А зародился он еще в Германии порядка десяти лет назад.

"В других странах существуют крупные банки еды, которые работают с кафе и пекарнями, например. Такие проекты получают государственную поддержку. Мы в этом плане отстаём, но уже видны позитивные изменения", – поделилась эксперт.

По словам Анны Успенской, сейчас у крупных кофеен в центре Москвы к вечеру остается около три-пять килограммов нереализованной выпечки ежедневно.

В 2016 году во Франции приняли закон, который запрещает супермаркетам выбрасывать оставшиеся продукты питания, в результате чего собственники магазинов стали передавать провизию благотворительным организациям. Дело в том, что на одного жителя страны приходится довольно большое количество отходов, утилизируя которые государство теряет деньги.

Или, например, в Грузии, по словам очевидцев, некоторое время назад свежие хачапури и булочки по мере истечения срока годности не выбрасывали, а раздавали на улице нуждающимся.


Текст: Ольга Янковская



Подписаться в Яндекс.Дзен

А также подписывайтесь на "Metr" в Яндекс.Новости

Показать комментарии