Эра немилосердия. Какие меры на самом деле смогут предотвратить стрельбу в школах

После трагических событий в Казани снова встал вопрос о том, как избежать повторения подобных ситуаций

Cделать школу безопасной может только системный подход. Фото depositpfotos
Cделать школу безопасной может только системный подход. Фото depositpfotos
Вооружать школьную охрану - это не решиние проблемы, считает эксперт. Фото depositpfotos
Вооружать школьную охрану - это не решиние проблемы, считает эксперт. Фото depositpfotos
Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы. Фото depositpfotos
Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы. Фото depositpfotos

Почему в учебных заведениях происходят массовые преступления и какие меры на самом деле способны их предотвратить Metro поинтересовалось у врача-психотеравпевта Дмитрия Ковпака.

- Это трагедия, которую конечно легко предсказывать постфактум, и сложно задолго. Причины сможет назвать судебно-психиатрическая экспертиза. Гадать и придумывать по отрывочным данным  - это спекуляции. Не стоит на себя брать функции специалистов в диагностике, формулируя формальные знаки и признаки. В каждом случае много факторов и их персональная динамика. Да, система психиатрической экспертизы при выдаче права на приобретение оружия сейчас хромает. Но, во всем мире, как в случае с Эриком Харрисом и Диланом Клеболдом из школы Колубайн или Чо Сын Хи из Виргинского политехнического университета, Адамом Ланца в США, Эриком Пеко Аувиненом из Финляндии, Андреасом Боейвиком из Норвегии, Дмитрием Виноградовым из Москвы или случаем в Крыму периодически возникают не укладывающиеся в голове чудовищные преступления и крайняя жестокость. И это не только и не столько проблема 21 века и интернета, сколько проблема диагностики и, главное, системной помощи людям в тяжёлых состояниях и ситуациях, людям, переполненным гневом и безысходностью, агрессией направленной на других и себя. Системной работы диагностики, профилактики и превенции психических и психоэмоциональных проблем в школах, колледжах и ВУЗах. Интернет и масс-медиа это лишь повод и иногда эффект последней капли, но не первопричина. Что в данном случае послужило причиной и поводами предстоит разбираться судебно-психиатрической экспертизе.

Вооружать школьную охрану бессмысленно
Как отметил эксперт, в исследовании, проведенном учеными в феврале 2021 года, были изучены 133 попытки и совершения массовой стрельбы в школах с 1980 по 2019 год и, с учетом других факторов, таких как размер школы, количество стрелков, количество и тип огнестрельного оружия, ученые обнаружили, что уровень смертности для жертв был в три раза больше в школах с ВООРУЖЕННОЙ охраной на месте происшествия.

Вооружать школьную охрану - это не решиние проблемы, считает эксперт.

Вооружать школьную охрану - это не решиние проблемы, считает эксперт.

depositpfotos

Фото:

- Исследования показали, что наличие офицерского оружия увеличивает агрессию - это известно как "эффект оружия". Он может усугубляться еще и тем фактом, что многие школьные стрелки склонны к самоубийству и могут рассматривать шутинг как намеренную провокацию правоохранителей на применение их оружия. Этот вариант известен как "самоубийство посредством полицейского". Профессор Денсли (британско-американский социолог и профессор уголовного правосудия в Метрополитенском государственном университете . Наиболее известен как соучредитель проекта "Насилие" и соавтор книги "Проект насилия: как остановить эпидемию массовых убийств" - прим.ред.) говорит: "Даже если многие законодатели хотели бы видеть больше оружия в школах за счет вооружения учителей, мы считаем, что это не решение. Эта логика противоречит нашему исследованию, которое показывает, что теплая и гостеприимная школьная среда, в которой все учащиеся чувствуют себя в безопасности и получают поддержку, является основой, на которой строится хорошая школьная безопасность. На наш взгляд, консультанты, социальные работники, сети поддержки сверстников и небольшие классы - это то, что школам сейчас больше всего нужно для предотвращения насилия. Они могут подчеркнуть прочные и доверительные отношения между учениками и взрослыми и научить их сочувствию и альтернативам насилию как средству разрешения споров.
Персонал школы и учащиеся нуждаются в обучении тому, как выявлять учащегося, находящегося в кризисной ситуации, и как формулировать сообщение о том, что они видят и слышат скрытые свидетельства насильственных намерений. Педагогам нужны новые инструменты, которые помогут идентифицировать учащихся до того, как они станут угрозой. Это означает недопустимость неправомерного наказания учеников, находящихся в кризисной ситуации, исключением из школы или уголовным обвинением – то есть теми мерами, которые могут усугубить кризис и увеличить претензии к учебному заведению".

Поможет только системный подход
- Наивно верить в то, что ужесточение есть средство против жестокости, - продолжает Дмитрий Ковпак, -  Что насилие может прервать насилие, или, тем более, отучить от него. В превенции школьной стрельбы вообще не должно быть угроз и насилия, репрессий и наказаний. Это дело педагогики, психологии и культуры, в редких случаях психиатрии. Это трудно, долго и затратно. Конечно не так заметно для обывателя, который любит демонстрацию из резких и наглядных "мер" властей – на такой запрос власти, собственно, и отвечают формальной, но эффектной поркой невиновных и награждением непричастных. А в таких сложных и тонких вещах как психика и проблемное поведение работает только системный и последователный подход.

Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы.

Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы.

depositpfotos

Фото:

Преступники устраивают стрельбу в своих школах
- Избежать повторения подобных трагедий сложно. Но системно можно. Данные показывают, что школьные стрелки, как правило, являются нынешними или бывшими учениками школы. Они почти всегда находятся в каком-то кризисе перед нападением, на что указывает заметное изменение поведения в сравнении с обычным. Часто это проявляется в суицидальных мыслях. Школьные стрелки также часто сообщают о своих планах насилия заранее, в основном своим сверстникам, часто через социальные сети. Обычно они добывают свое ружье в семье и у друзей, не способных его надежно хранить.

Необходимо менять всю систему
- Такие преступления – всегда многофакторный риск. Но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать. В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию. Развивать в школах принципы демократии. Уделять особое внимание гуманитарным дисциплинам – литературе, истории, обществоведению, искусствоведению, иностранным языкам. Нужна гуманитаризация точных наук (зачем мы изучаем химию и биологию – чтобы познать ЧЕЛОВЕКА). Точные и естественные науки крайне нужны. Но любая агрессия – это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills (в переводе с английского – "гибкие навыки" - прим.ред.) А эти навыки – продукт гуманитарный. Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий максимально убирать соревновательность и внедрять командность. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот лучше, кто шустрее подсобил в достижении общей цели. Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе (вместо вооруженной охраны). Необходимы уроки коммуникации – бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, СЛОВЕСНОМУ выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Без всего этого школа не будет безопасным местом.
Хроническое унижение и размещение человека в страте неудачников вызывает желание проявить себя "высокоинтеллектуально" - ведь спланированное и совершенное преступление в этой извращенной логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни.

 

Показать комментарии