Кишечная палочка создала панельки на Малой Охте: в ИТМО открылся фестиваль научного арта Stage 2023

На нем представлено 11 проектов. Их авторы творили, обращаясь к микробиологии, компьютерной инженерии и нейросетям.

В Петербурге открылся фестиваль Stage 2023. Фото: Марина Мамонтова.
В Петербурге открылся фестиваль Stage 2023. Фото: Марина Мамонтова.
Берёза с протезами показывает, что после смерти у деревьев есть жизнь. Фото: Марина Мамонтова.
Берёза с протезами показывает, что после смерти у деревьев есть жизнь. Фото: Марина Мамонтова.
Схема микрорайона Малая Охта, созданная кишечной палочкой. Фото: Марина Мамонтова.
Схема микрорайона Малая Охта, созданная кишечной палочкой. Фото: Марина Мамонтова.
Три зеркальные стенки показывают "патогенность" советских панелек. Фото: Марина Мамонтова.
Три зеркальные стенки показывают "патогенность" советских панелек. Фото: Марина Мамонтова.
На фестивале представлено 11 проектов в формате "научный арт". Фото: Марина Мамонтова.
На фестивале представлено 11 проектов в формате "научный арт". Фото: Марина Мамонтова.

Микробы-архитекторы

На дне миниатюрного зеркального куба – план типичного петербургского двора с панельками. Вид сверху. Между "домами" виднеются хаотичные точки – это кишечная палочка. Живая и постоянно размножающаяся. С помощью нее здесь создано все, включая прямоугольники зданий. Необычная схема – проект фестиваля Stage 2023 "Архитектура и микроорганизмы". Это метафора патогенности советской застройки.

"На культуральный планшет нанесены микроорганизмы по схеме микрорайона Малой Охты. Здесь был первый плановый застрой крупнопанельными домами в Ленинграде. А после этого они уже разрослись по всей стране", – объясняет журналисту Metro автор проекта София Романова.

Если смотреть четко по центру, то перед глазами возникает матрица из живых "зданий".

"Наши панельные дома постепенно стали всеобщей идентичностью", – добавляет участница фестиваля.

Феномен умирающего дерева

На фестивале Stage 2023 представлено 11 проектов. Все они созданы в формате "научного арта". Темой этого года стала "Новая хрупкость". Через свои работы магистранты ИТМО рассуждают о ментальном здоровье, несовершенстве технологий, экологии. Так, один из участников представил свое размышление о загробной жизни деревьев.

"Этот проект – о феномене умирающего дерева. В живой природе они становятся домиками для всяких жучков и паучков, то есть продолжают выполнять какую-то полезную функцию. А в городской среде, как правило, коммунальщики сразу вырубают такие деревья и выкидывают, потому что они представляют опасность. В городе дерево лишено жизни после смерти!" – рассказывает директор учебного центра искусства и науки ИТМО Елизавета Менис.

Береза с протезами

Эту мысль автор попытался донести через камеры, "протезы" и березу, отошедшую в мир иной в одном из ленинградских лесов. Из мертвого дерева он сделал киборга: к пятнистому стволу приделал небольшие железные конечности с кусочками коры. При приближении человека они начинают двигаться.


"Оно реагирует на посетителя: чем ближе человек, тем активнее двигаются конечности. Таким образом автор оживляет неживое растение", – поясняет Елизавета Менис. 

Телепорт с подушками

На фестивале не обошли стороной и тему метавселенной. От будничной суеты одна из участниц предлагает отдохнуть в виртуальной реальности.


"Это точка релаксации на данном фестивале. Вы можете присесть в шатер, прилечь на подушки, надеть VR-очки и оказаться в виртуальном пространстве, которое является таким маленьким укромным местечком. Это такой телепорт", – рассказывает Metro автор проекта Дарья Мурашкина. 

Надевая очки, посетитель оказывается в том же шатре. Но за его пределами не другие люди, а сюрреалистичная чаща, в которой слышно пение птиц. Пейзажи на 3d-просторах автор проекта создала с помощью нейросетей.  


"Там также можно ходить по различным мостикам, найти чайный столик с двумя чашками чая и книжками. Все отрисовано в пастельных тонах", – говорит Дарья Мурашкина.

Познакомиться с проектами можно до 20 июня. Вход свободный.  



Показать комментарии