Иконостас Гогена и комната Пикассо: в Эрмитаже воссоздали дом коллекционера Щукина

Выставка будет работать до конца октября. Уже сейчас она как магнитом притягивает тысячи петербуржцев и туристов.

"Иконостас Гогена". Фото Алена Бобрович, "Metro"
"Иконостас Гогена". Фото Алена Бобрович, "Metro"
"Иконостас Гогена". Фото Алена Бобрович, "Metro"
"Иконостас Гогена". Фото Алена Бобрович, "Metro"
Вид сверху на выставку. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Вид сверху на выставку. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Первое, что видят зрители, которые приходят на выставку “Рождение современного искусства…”, это работы Матисса “Танец” и “Музыка”. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Первое, что видят зрители, которые приходят на выставку “Рождение современного искусства…”, это работы Матисса “Танец” и “Музыка”. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Розовая гостиная Матисса. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Поль Гоген. "Жена короля". Фото Алена Бобрович, "Metro"
Поль Гоген. "Жена короля". Фото Алена Бобрович, "Metro"
Куратор выставки научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. Фото Алексей Бронников, "Metro"
Куратор выставки научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. Фото Алексей Бронников, "Metro"

В Эрмитаже воссоздали дом знаменитого коллекционера Сергея Щукина, в котором разместили 150 работ знаменитых французских художников

Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" будет работать до конца октября. Именно она сейчас как магнитом притягивает тысячи петербуржцев и туристов, которые знакомятся c произведениями самых известных авторов конца XIX – начала XX века.  

"Ни одно собрание картин – ни российское, ни европейское, ни американское – не могло сравниться с коллекцией Щукина, – рассказывает о выставке ее куратор – научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. – Сергей Иванович сумел почувствовать этот вектор – от импрессионизма к Ван Гогу, Гогену, Сезанну, а потом к Матиссу и Пикассо. Для нас это сейчас некая формула, а в начале XX века это было совершенно не очевидно. Все, что мы видим здесь, на выставке, это великие имена, великие произведения. Здесь практически нет второго-третьего ряда".  

Сохранились фотографии комнат московского особняка Сергея Щукина. И создатели выставки сделали реконструкцию: показали объем помещений и щукинскую развеску картин.

"Единственный музей, который может сделать что-то подобное, это Эрмитаж, – продолжает Ольга. – Потому что именно у нас  хранятся очень хрупкие вещи Матисса, Гогена и Ван Гога, которые, к сожалению, не могут покидать стены музея".

"Иконостас Гогена" 

Главную стену в "столовой" коллекционера занимают преимущественно картины Поля Гогена. Еще во времена Щукина эту стену любители живописи называли иконостасом.

"Расположение картин в золоченых рамах бок о бок, эта очень плотная развеска в два-три яруса вызывала у современников ассоциацию с иконостасом, – продолжает Ольга Леонтьева. – Название закрепилось".

Кураторы выставки именно этой комнатой гордятся особенно: им удалось полностью собрать весь ансамбль картин, которые когда-то украшали столовую коллекционера.   

"Ван Гог густо накладывал краску, поэтому любая вибрация может привести к осыпанию красочного слоя, работы этого художника мы не вывозим, – объясняет куратор. – Гоген писал в тропиках, часто использовал не холст, а мешковину, сам грунтовал. У него тонкий слой грунта и тонкий красочный слой. Покрывал свои картины художник только тонким слоем воска. Многие работы Гогена также невыездные. Мы два года вели переговоры с Пушкинским музеем в Москве, чтобы они нам доверили  гогеновскую  "Жену короля". Поначалу пытались воссоздать весь иконостас без нее, но все разваливалось. Щукин уделял огромное внимание экспозиции, собирал ее долго и тщательно, как пазл, – по цветовым пятнам, движению, ритму. В результате нам удалось договориться с московскими коллегами, и мы очень благодарны им за предоставление этой картины".

Розовая гостиная и "Танец" Матисса 

В гостиной коллекционера Щукина Анри Матисс сам развешивал свои работы. По словам кураторов, ни в каком  другом месте знаменитый француз не делал ничего подобного.

"Он приезжал в 1911 году в Москву, останавливался у Щукина и по просьбе коллекционера перевешивал свои картины, – рассказывает Ольга. – Позже были написаны еще восемь работ для этого зала. Весь верхний ряд он писал уже с мыслью о  совершенно конкретной архитектуре и определенных размерах. Это абсолютно уникальный ансамбль".

Еще одна удивительная история связана с картиной "Танец" Матисса.

Сергей Щукин в 1909 году приехал в Париж и увидел первую версию "Танца", сейчас эта работа хранится в Америке. Пришел в восторг и захотел такую же.

"Но тут Сергей Иванович вспомнил, что живет в Москве, – продолжает научный сотрудник музея. – Попытался объяснить французскому художнику, что Россия – это немного Восток и в этой стране напряженное отношение к обнаженной натуре. "Можно то же самое – только в платьях?" – спросил Щукин. Матисс, естественно, ответил отказом. Тогда  Щукин попросил  художника нарисовать картину размером поменьше, чтобы она уместилась в его спальне – подальше от глаз общественности. Художник не сдается, аргументирует свой отказ тем, что тогда в работе не будет необходимого ритма. Щукин борется с собой, долго думает и все-таки  решается пренебречь буржуазным вкусом, заказывает "Танец"".

Кроме "Танца" Щукин заказал Матиссу композицию "Музыка". Картина с большим трудом давалась художнику. Он много работал и переделывал.   

"Посетители выставки могут заметить авторские переработки: красные пятна, которые проступают сквозь зеленый тон, – это все переписанные куски", – поясняют кураторы.

Как смотреть выставку

Первое, что видят зрители, которые приходят на выставку "Рождение современного искусства…", это "Танец" и "Музыка" Матисса: в особняке Щукина самые объемные работы висели над лестницей, между первым и вторым этажами. Далее посетители проходят через две маленькие комнаты и попадают в музыкальный салон, где находятся картины импрессионистов и где начинается рассказ о развитии французского модернизма. Оттуда – в розовую гостиную напротив. Далее – в большую столовую, где представлена коллекция работ Гогена, потом – в комнату Пикассо и кабинет Сезанна.   

"Во времена Щукина комната Пикассо производила на всех чудовищное впечатление, – рассказывает Ольга Леонтьева. –  Непривычные образы, пугающая живопись, да еще в такой концентрации. И все это обрушивалось на гостей. У Щукина было 50 произведений Пикассо. Конечно, не все входило в эту комнату, но и то, что люди видели, производило сильное впечатление. Гости приходили в состояние шока, про Щукина говорили как про маньяка и сумасшедшего, швыряющего деньги на ветер".  

На выставке в Эрмитаже представлено 100 работ из фонда Эрмитажа, остальные 50 картин привезли из Москвы.

"Когда шел раздел работ, Государственный музей изобразительных искусств все самые крамольные вещи, а тогда это была крамола, отправил в Эрмитаж, – продолжает Ольга. – И самые большие картины отправили к нам, потому что здесь были площади. Директор Эрмитажа Иосиф Орбели сказал тогда: "Мы возьмем все, что вы нам отдадите". Некоторые работы не покидают стен музея,  другие крайне редко путешествуют, потому что все они слишком хрупкие. А главная функция музея – хранить. Потому что, если мы не будем хранить, потом нечего будет показывать".
Показать комментарии