Как Дягилев уговорил капризного Матисса работать на русский балет

В Новой Третьяковке открылась выставка "Дягилев. Генеральная репетиция". Мetro выбралo три самых интересных экспоната.

Афиши знаменитых дягилевских "Русских сезонов". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Афиши знаменитых дягилевских "Русских сезонов". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Художник Анри Матисс рисовал эскизы для дягилевского балета "Песнь соловья". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Художник Анри Матисс рисовал эскизы для дягилевского балета "Песнь соловья". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Черные пуанты любимицы Дягилева – балерины Татьяны Красавиной. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Черные пуанты любимицы Дягилева – балерины Татьяны Красавиной. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Один из эскизов костюма "Херувим" Натальи Гончаровой к балету "Литургия". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Один из эскизов костюма "Херувим" Натальи Гончаровой к балету "Литургия". Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Кафтан Анри Матисса

– Самое забавное в этой истории то, что художник не хотел работать с Дягилевым, так как не любил балет и считал, что антреприза импресарио – всего лишь раздутая рекламная кампания, но Дягилева это не остановило, – рассказывает Metro куратор выставки Евгения Илюхина. – Он отправился в гости к Матиссу без предупреждения. Во время разговора художник произнёс роковую фразу: "Это весенний балет. Я вижу его в нежных тонах". Никто не знает, что в ответ сказал Дягилев, но что-то вроде: "Вы уже все придумали". После встречи Матисс пожаловался жене, что импресарио как будто ввел его в гипноз. Матисс все же сделал эскизы, а на этом кафтане лично рисовал фигуры.

Художник Анри Матисс рисовал эскизы для дягилевского балета "Песнь соловья".

Художник Анри Матисс рисовал эскизы для дягилевского балета "Песнь соловья".

Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Фото:

Черные пуанты Карсавиной

– Балерина Тамара Карсавина была фантастической звездой начала XX века. Сергей Дягилев мог легко распрощаться с солистами, а иногда разрыв был достаточно внезапный, но с Карсавиной он не расставался. Черные пуанты для нее были изготовлены к новому балету "Карнавал". Русский художник Лев Бакст придумал и собственноручно покрасил их в черный цвет. Бакст вдохновился романтической эпохой середины XIX века, когда молодые дамы носили черную обувь. Считается, что черные пуанты Бакста задали моду на балетки. На этих туфлях есть дарственная надпись – оставлять инициалы было принято только у русских балерин из антрепризы Дягилева. Танцовщицы подписывали шляпки и пуанты, а после дарили их зрителям.

Черные пуанты любимицы Дягилева – балерины Татьяны Красавиной.

Черные пуанты любимицы Дягилева – балерины Татьяны Красавиной.

Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Фото:

Костюмы, убившие балет

– Дягилев не искал легких путей, поэтому заведомо ставил невыполнимые задачи. Такой задачей для импресарио стал балет "Литургия". В течение двух лет хореограф Леонид Мясин и Дягилев искали декорации, музыку и художников. В конечном итоге оформлением и эскизами занялась художница Наталья Гончарова. А с музыкой Дягилев определиться так и не смог. Варианты были разные: православная литургия, музыка Стравинского, Дягилев даже предлагал провести балет в тишине. Тем временем Гончарова вдохновлялась иконой и мозаикой, чтобы создать эскизы костюмов для балета. Один из них – "Херувим" – показывает, что художница делала своеобразные коллажи. В конечном итоге она придумала костюмы в форме коробок, которые ограничивали движение артистов. Премьера "Литургии" так и не состоялась из-за отсутствия музыки и бесформенных костюмов.

Один из эскизов костюма "Херувим" Натальи Гончаровой к балету "Литургия".

Один из эскизов костюма "Херувим" Натальи Гончаровой к балету "Литургия".

Василий Кузьмичёнок, "Metro"

Фото:

Показать комментарии