Молодые люди, "приклеенные" к своим смартфонам, становятся тревожнее

Зависимость, неумение справляться с разочарованиями, отсутствие концентрации, стресс и низкая самооценка – вот лишь некоторые последствия пользования смартфонами для психического здоровья молодых людей, предупреждают специалисты.

Getty.
Getty.

В настоящее время молодые люди используют мобильный телефон не только как средство общения. Это их самый верный друг и помощник, по сути, это продолжение их личности. 

Подростки ежедневно проводят в гаджетах более трети всего времени, отведённого на бодрствование (около 6,5 часа). Они хотят постоянно быть в курсе, что происходит вокруг, и такое поведение несёт серьёзные риски для их психического здоровья, предупреждают специалисты.

– В последние годы резко возросло число случаев зависимости или тревоги среди подростков. Они стали сложнее справляться с негативными эмоциями, дистанцироваться от членов семьи, у них снизилась концентрация на учёбе, возник страх социализации. Молодёжь чаще находится в состоянии стресса и депрессии, – говорит Metro Паола Кристина Колунги Серральде, психолог, директор оздоровительной клиники Университета Иберо.

По словам эксперта, социальные сети "похищают" молодых людей за счёт простой хитрости  – подросткам отправляются уведомления в режиме реального времени, рассказывающие, что  их знакомые или друзья выложили новую информацию. Молодые люди начинают думать о том, что они пропускают что-то важное, и это заставляет их постоянно заходить в Сеть и обновлять новости.

У 81% пользователей смартфон включён 24 часа в сутки, подсчитали эксперты.

Зависимость от смартфона становится причиной расстройств пищевого поведения и нервных срывов.

– Те дети, которые родились в момент, когда смартфоны уже использовались повсеместно, просто не могут представить себя без этой техники. Они зависимы от признания в социальных сетях, которое выражается лайками, им требуется взаимодействие с подписчиками, что в результате вызывает проблемы с восприятием себя, приводит к неприятию собственного тела, и, как следствие,  к расстройствам пищевого поведения. Дело в том, что из-за положительной реакция друзей в Сети у подростков выделяются гормоны окситоцин, серотонин, эндорфин, дофамин, позволяющие чувствовать себя лучше и увереннее. А если одобрения нет – это серьёзный повод для стрессов и желание кардинально изменить себя, чтобы стать достойным похвалы.

 Но это не единственная проблема, которую провоцирует смартфон. Дети благодаря ему отключаются от повседневной жизни.

– Смартфон не даёт им находиться здесь и сейчас, их внимание постоянно рассеивается. Они не воспринимают жизнь на все сто. К тому же подростки становятся менее чуткими, ведь их глаза в экране  – они не видят ваших эмоций, реакций и т. д. Им проще отказать вам или сказать грубость, ведь они не включены в проблему эмоционально, – добавляет эксперт.

Между тем Родриго Эрнандес Флорес, психолог, специализирующийся на терапии молодых людей, уточняет, что зависимость от гаджета сравнима с зависимостью, которую человек испытывает от алкоголя, наркотиков или сигарет. 

– К примеру, я сталкивался со случаями, когда подростки буквально поднимали бунт, если родители на время лишали их смартфона или просто не оплачивали связь. А ещё порой виртуальная жизнь подменяет обычную, лишая молодёжь желания лишний раз двинуть пальцем, – говорит эксперт. – К примеру, когда юношам и девушкам грустно или одиноко, то они даже не пытаются предпринять типичные для такого положения дел шаги – например, не идут в спортзал или парикмахерскую, не съезжают от родителей или не переезжают в другой город, как делали их мамы и папы, а просто удаляют контент из своих социальных сетей. Такое поведение – это путь в никуда. 

Советы Флореса:

Я бы дал такие советы родителям, которые замечают, что их ребёнок слишком долго сидит в смартфоне:

– стараться больше общаться с глазу на глаз. Доверительные беседы с детьми о том, что у них на душе и как у них прошёл день, обязательны вне зависимости от того, насколько заняты родители. У вас не должно быть запретных тем;

– стремиться формировать самооценку подростка на основе того, что он делает в реальности. Может, он хорошо готовит, танцует, может, ему нет равных в рисовании. Хвалите! И подчёркивайте его лучшие качества как личности;

– не справляетесь сами – водите подростка к психологу. Там он научится  управлять своими эмоциями и начнёт объективно оценивать себя.

Автор: Карла Линарес

Показать комментарии