В Париже показали неизвестные картины "мамы муми-троллей" Туве Янссон

На выставке картин в Париже финская писательница открылась с совершенно новой стороны. Metro удалось добыть редкие снимки.

Скандинавское лето на картинах Туве Янссон. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Скандинавское лето на картинах Туве Янссон. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Туве Янссон. Фото @tovejanssonofficial
Туве Янссон. Фото @tovejanssonofficial
Работа с пастелью считается одной из сильных сторон художницы. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Работа с пастелью считается одной из сильных сторон художницы. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Автопортрет Туве Янссон. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Автопортрет Туве Янссон. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Один из акварельных пейзажейТуве янссен. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Один из акварельных пейзажейТуве янссен. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Работа акварелью. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Работа акварелью. Фото Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery
Зарисовка для детского журнала. Фото Finnish National Gallery
Зарисовка для детского журнала. Фото Finnish National Gallery

Начало пути Туве Янссон

Экспозиция выставки Houses of Tove Jansson во французский столице может считаться поистине уникальной, ведь как талантливая художница Туве Янссон была до настоящего момента почти неизвестна. Пожалуй, только узкий круг биографов знал, что изначально она была именно художницей, а затем уже писательницей.

– Ранее неизвестные работы подчёркивают сложность человека, который задавал собственные правила и как женщина, и как художница, – прокомментировали выставку её кураторы Сини Ринне-Канто и Туукка Лаурила. – Туве работала в мире, где доминировали мужчины, в годы до и после Второй мировой войны.
Туве Янсон.

Туве Янсон.

@tovejanssonofficial

Фото:

Картины, иллюстрации, наброски к мультфильмам, фотографии, сочинения и письма – выставка показывает Янссон как многогранного персонажа, который мог и делал искусство практически из всего. Туве Янссон была и иллюстратором – так, на выставке есть работы, сделанные для "Хоббита" Дж. Р. Р. Толкина и "Алисы в Стране чудес" Льюиса Кэрролла.


"С раннего возраста она знала, что хочет стать художницей, в этом было что-то непоколебимое", – сказал Томас Замбра, один из внучатых племянников Туве Янссон, в интервью CNN.


Искусство было путём, которым Янссон следовала с самого начала при поддержке своих родителей-художников. Её мать Сигне Хаммарштен была известным финским иллюстратором, а отец Виктор Янссон – выдающимся скульптором.

Впервые Туве Янссон заявила о себе в 15 лет, когда её мать договорилась, чтобы дочь взяла на себя обложку детского журнала. Это было началом её пути как художницы. Год спустя она начала изучать искусство в Стокгольме, а в 1938 году в возрасте 24 лет переехала в Париж, чтобы продолжить обучение в легендарной Школе изящных искусств. 

Одним из любимых мотивов в картинах Янссон была природа, особенно море, острова и побережье Скандинавии. Лето, когда-то проведённое на Стокгольмском архипелаге, оказало огромное влияние на неё (семья Янссон была частью шведскоязычного меньшинства в Финляндии). С тех пор юная Янссон начала мечтать о собственном острове.

Писательница, которая могла стать художником

Вторая мировая война круто изменила парадигму жизни и творчества. Тогда Туве являлась штатным сотрудником политического журнала “Гарм”. Гуманистка и пацифистка, она позволяла себе открыто критиковать политических лидеров, включая Гитлера и Сталина. Два брата Янссен были призваны на войну, о чём свидетельствует мрачная картина маслом, которую можно видеть на выставке, где изображены проводы. Однако, несмотря на то что этот период времени был лично для неё тяжёлым, он стал поворотным в её карьере. В 1941 году она была уже лучшим юмористическим карикатуристом Северной Европы. Именно работая в "Гарме", она представила первые эскизы своих муми-троллей.

– Как художник она очень и очень недурной мастер. Если бы она продолжила развиваться, достигла бы многого, – делится мнением с Metro Александр Таиров, член Союзов художников СССР и России, дизайнер, плакатист, и искусствовед. – В её работах просматривается не только символизм, но и некая свобода воображения, метафоризм с оттенками мистицизма и мечтательности. Чувствуется, что художница обладала мощным воображением. В цвете Туве работает весьма смело для женщины, и это неожиданно. Женщинам свойственна некоторая приглаженность работ. А у неё смелость, раскованность. Думается, что как женщина она просто не была оценена в своё время. 

В 1942 году Янссон покинула семейный дом и перебралась в собственную студию в Хельсинки. Два года спустя Туве переехала в новую студию в центре города, где жила и работала до самой своей смерти в 2001 году. Именно здесь в течение следующих 20 лет появились 12 книг о муми-троллях, которые сделали Янссон всемирно известной писательницей. 

– Мне кажется, у неё был хороший посыл, хороший диапазон, хорошие возможности развиться как художнику, – говорит Таиров. – Просто её что-то остановило.
Работа с пастелью считается одной из сильных сторон художницы.

Работа с пастелью считается одной из сильных сторон художницы.

Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery

Фото:

Автопортрет Туве Янссон.

Автопортрет Туве Янссон.

Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery

Фото:

Один из акварельных пейзажейТуве янссен.

Один из акварельных пейзажейТуве янссен.

Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery

Фото:

Работа акварелью.

Работа акварелью.

Hannu Aaltonen / Finnish National Gallery

Фото:

Зарисовка для детского журнала.

Зарисовка для детского журнала.

Finnish National Gallery

Фото:

Показать комментарии