В "Нехорошей квартире" открылась выставка иллюстраций петербургского художника к роману "Мастер и Маргарита"

Увидеть работы Андрея Харшака можно на Большой Садовой, 10

На кресте. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
На кресте. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Первая встреча Мастера и Маргариты. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Первая встреча Мастера и Маргариты. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Берегись трамвая. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Берегись трамвая. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Свита Воланда. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.
Свита Воланда. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.

Сложные, насыщенные, предметные и вместе с тем неохватные... Право иллюстрировать знаменитый роман на своих условиях Андрею Александровичу пришлось долго доказывать. Получив несколько отказов в Москве и Ленинграде, он нашёл поддержку в петрозаводском издательстве "Карелия", где художнику дали полную свободу в воплощении его идей.

И работа над иллюстрациями, как и полагается, когда речь идёт о великом романе Булгакова, началась не где-нибудь, а на Патриарших прудах.

– Перед работой мне всегда нужно собрать материал, изучить и потрогать всё руками, – рассказывает Андрей Александрович. – И то же самое с "Мастером и Маргаритой" и старой Москвой. Готовясь создавать иллюстрации, я прошёл весь маршрут погони от Патриарших до Москвы-реки. Я прогулялся, постоял у решётки нынешнего Литературного института, который выведен как МАССОЛИТ, зашёл в Смоленский гастроном и, естественно, в Мансуровский переулок, где был подвальчик Мастера... Я всё это увидел и потом уже мог решать, понадобится мне конкретно это изображение или нет.
Берегись трамвая. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.

Берегись трамвая. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.

 

 

Рассказывая о работе над иллюстрациями, Андрей Александрович щедро цитирует роман и говорит, что всегда строго следовал описанию и фабуле Булгакова. Изображал "действия, которые происходят именно так, а не иначе, и именно там, а не в другом месте". Вот, например, в иллюстрации к первой встрече главных героев...

– У Булгакова абсолютно точно сказано, что народу было много, но они узнали друг друга, и я изобразил всю эту сутолоку Москвы того времени: милиционеров, фотографов, детали архитектуры, автомобили... Всё это соответствует 20-м годам, – говорит художник. – У меня везде всё достаточно конкретно. Вот табло "Берегись трамвая" существует на одной из фотографий Родченко, даже здесь я ничего не придумал. И трамваи именно такие ходили в Москве, и именно так повязывали в то время красную косынку...
На кресте. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.

На кресте. Предоставлено Музеем М. А. Булгакова.

 

 

Даже при создании иллюстраций к евангельским сюжетам художник подчёркивает, что иллюстрировал именно текст Булгакова. И вспоминает, как показывал работы некоторым священнослужителям – "и получил за это". Они напрочь не приняли "сделанного".

Надо сказать, роман, иллюстрированный работами Харшака, вышел в 1991 году крохотным, по советским меркам, тиражом 10 тыс. экземпляров. Его тяжело отыскать даже у букинистов. Но пока рассказы Харшака о том, как Берлиоз подбежал к турникету и как среди тысячи людей на Тверской Маргарита увидела Мастера, поселились в квартире № 50...


Источник: gazetametro.ru

Показать комментарии