1952 год. Мытищи. Скульптор Сергей Орлов и его коллеги во время работы над памятником. Фото Монография Андрея Орлова "Художник русского народа: Фарфоровый сказ и Юрий Долгорукий"
1952 год. Мытищи. Скульптор Сергей Орлов и его коллеги во время работы над памятником. Фото Монография Андрея Орлова "Художник русского народа: Фарфоровый сказ и Юрий Долгорукий"
Памятник освободителю Болгарии генералу Скобелеву. Фото Музей архитектуры имени Щусева
Памятник освободителю Болгарии генералу Скобелеву. Фото Музей архитектуры имени Щусева
Монумент советской конституции простоял 23 года. Фото Музей Москвы
Монумент советской конституции простоял 23 года. Фото Музей Москвы
Гипсовый этюд к портрету Юрия Долгорукого. 1948 год. Фото Монография Андрея Орлова "Художник русского народа: Фарфоровый сказ и Юрий Долгорукий"
Гипсовый этюд к портрету Юрия Долгорукого. 1948 год. Фото Монография Андрея Орлова "Художник русского народа: Фарфоровый сказ и Юрий Долгорукий"

История в кадре: Как менялся памятник Юрию Долгорукому в столице

Сейчас памятник находится на реставрации

В столице полным ходом идёт реставрация памятника основателю города Юрию Долгорукому. Чем не повод вспомнить об истории монумента и его «предшественников»?   

"Неудачное" прозвище генерала

Памятник ростово-суздальскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому – третий по счёту монумент, установленный на Тверской площади. В 1912–1918 годах здесь красовалась конная статуя генерала Михаила Скобелева, героя Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
– Этот памятник простоял недолго, пав жертвой прозвища вое­начальника – Белый Генерал, – рассказала Metro Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры имени Щусева. – У него была привычка выезжать на поле боя в белом кителе и на белом коне. Скобелев умер задолго до революции, никакой нужды сносить монумент не было. Но слово «белый» прочно ассоциировалось с Гражданской войной, и в рамках ленинского плана монументальной пропаганды весной 1918 года памятник скинули с постамента и отправили на переплавку.    
А уже осенью на этом месте вырос Монумент советской конституции работы Николая Андреева – автора самого известного портрета Ленина (многие ещё помнят этот карандашный рисунок в советских букварях).
– Монумент был очень интересным архитектурным решением, – продолжает Лихачёва. – Считают, что Андреев вдохновлялся картиной француза Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Но с принятием новой – Сталинской – конституции 1936 года памятник потерял актуальность. Кроме того, предстояло изменение конфигурации площади, которая тогда носила название Советской. В апреле 1941 года монумент взорвали. Его части хранятся в Третьяковской галерее. Кстати, голова «Свободы» очень похожа на голову Родины-матери в Волгограде. Я бы восстановила эту прекрасную стелу. Например, на Лубянской площади, где после сноса памятника Дзержинскому отсутствует доминанта.

Мастерская в бывшем храме

В 1947 году в связи с празднованием 800-летия Москвы был объявлен конкурс на лучший проект памятника основателю города. Несмотря на конкуренцию со стороны признанных, опытных художников, в том числе мастера рельефа Георгия Мотовилова, победа досталась молодому скульптору Сергею Орлову.
Специальным решением Моссовета под мастерскую выделили помещение в бывшем старообрядческом храме на Бутырском Валу. Саму скульптуру отливали на заводе Художественного фонда СССР в Мытищах. Открытие монумента планировалось осенью 1952 года, но работы затянулись. Скульптор с необычайной тщательностью подошёл к выполнению задачи, продумывал всё до мелочей.
Его сын Андрей Орлов в своей книге вспоминает: «Меня поражало, что два стеллажа в мастерской отца занимали книги по коневодству, по анатомии лошади, а также исторические гравюры с вариантами доспехов, кольчуг, щитов и пр. «Папа, а зачем ты снова лепишь конный памятник? Ведь уже есть у тебя с дюжину вариантов. Что, неужели ни один тебя не устраивает?» – «Поиск, сынок, поиск…»
К слову, среди проектов, которые представляли конкурсанты в Министерство культуры, помимо орловского, не значилось ни одного конного памятника.
Уже когда отлили бронзовую скульптуру, возникли задержки с облицовкой 7-метрового постамента и территории вокруг него общей площадью более 1 тысячи квадратных метров.
Надпись на постаменте, по замыслу Моссовета, должна была гласить: «Основателю Москвы от Советского правительства». Молодой, но своевольный Орлов категорически возражал против этого. Настроив против себя многих партийных деятелей, он всё же настоял на своём – упоминания о  правительстве на памятнике нет. 

5 млн рублей – в такую сумму обошёлся городской казне памятник Юрию Долгорукому. Он был сдан в эксплуатацию
с оценкой «отлично».

Конный хвост и Ленин

«Долгорукого» открыли 6 июня 1954 года. От «верхов» присутствовал маршал Семён Будённый. Первому коннику страны скульптура пришлась по душе. А вот пресса и обычные москвичи восприняли монумент неоднозначно. Это был едва ли не первый в Советской России памятник представителю «эксплуататорских классов». «Он прославился лишь тем, что в 1147 году устроил в Москве «пир велик», т. е. грандиозную пьянку после грабительских походов против своих же соседей, – читаем в письме в редакцию газеты «Известия». – Этого князя называли долгоруким за «долгие руки» по захвату чужого добра. К тому же он был большой любитель «жён» и «пития».
Самые въедливые обратили внимание на то, что хвост долгоруковского коня направлен на памятник Ленину, который вдобавок стал почти не виден.
«Значительно позднее, уже в шестидесятых, я, было, подколол отца, – пишет Андрей Орлов. – Мол, на памятнике конь со стременами, а в XII веке стремян ещё не было. С каким сожалением отец посмотрел на меня! – «Сынок, а и Юрий был не таким, как я его изобразил. Долгорукий, по летописям, был лысым, толстопузым… Но ведь я – художник! Мною создаётся символ могущественности, твёрдости. Моё право дать стремена всаднику, если символика от этого выигрывает».



Подписаться в Яндекс.Дзен

А также подписывайтесь на "Metr" в Яндекс.Новости




Загрузка...
Показать комментарии