Картины-шедевры из регионов привезут в Москву: что уникального "скрывалось" за МКАДом

4 ноября откроется выставка "Сокровища музеев России"

Алексей Боголюбов «Иллюминация Кремля», 1883. Фото Предоставлено организаторами
Алексей Боголюбов «Иллюминация Кремля», 1883. Фото Предоставлено организаторами
Иван Айвазовский «Смольный монастырь», 1849 г. Фото Предоставлено организаторами
Иван Айвазовский «Смольный монастырь», 1849 г. Фото Предоставлено организаторами
Алексей Саврасов «Могила на Волге. Окрестности Ярославля», 1874 г. Фото Предоставлено организаторами
Алексей Саврасов «Могила на Волге. Окрестности Ярославля», 1874 г. Фото Предоставлено организаторами
Григорий Гуркин «Кочевье в горах», 1910-е. Фото Предоставлено организаторами
Григорий Гуркин «Кочевье в горах», 1910-е. Фото Предоставлено организаторами
Михаил Нестеров «За Волгой», 1905 год. Фото Предоставлено организаторами
Михаил Нестеров «За Волгой», 1905 год. Фото Предоставлено организаторами

4 ноября в "Манеже" стартует выставка "Сокровища музеев России". 50 региональных музеев – от Владивостока до Калининграда – передадут в Москву почти 300 картин, как художников с мировым именем, так и местных авторов. Metro пообщалось с директорами нескольких музеев и узнало, что уникального "скрывалось" за МКАДом.

1. Иван Айвазовский "Смольный монастырь", 1849 г.

"Работа "Смольный монастырь" попала в нашу коллекцию в 1935 году. Эта картина – достаточно редкий случай в творчестве Ивана Айвазовского, когда он – художник-маринист – обращается к изображению видов северной столицы, – рассказала директор Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского Татьяна Гайдук. – Айвазовский учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и изобразил на картине место, которое ему особенно нравилось".

2. Григорий Гуркин "Кочевье в горах", 1910-е.

"Гуркин был один из первых профессиональных художников у нас на Алтае, и всё его творчество было связано с нашей Республикой, – сообщила замдиректор Художественного музея Алтайского края Наталья Царева. – Он был алтайцем-самоучкой, приехал в Академию художеств в Петербург, где его, естественно, не могли принять на учёбу. Ему сказали: "Пусть ваши работы посмотрит Иван Шишкин. Что он скажет". А Шишкин сказал: "Зачем вам академия? Вот мой мольберт, моя мастерская – давайте работать вместе". Так в 1937 году он стал его наставником. Шишкин многому научил художника. Сам же Гуркин называл учителя своим русским отцом. Племянница Шишкина Александра Комарова оставила воспоминания, где описала последние часы жизни Шишкина и то, что Иван Шишкин умер буквально на руках у Ивана Гуркина. В это время готовилась большая художественная выставка, Шишкин отправил на неё свою работу "Корабельная роща" и ждал, прошла ли его работа на выставку. Он чувствовал себя не очень хорошо в те дни, но не мог сидеть без дела и по обыкновению рисовал. Был натянут белый холст, и он делал прорисовки будущей композиции. Гуркин сидел в другом конце мастерской и что-то там тоже рисовал. Он услышал, как Иван захрипел и повалился на бок. Гуркин бросился к нему, подхватил, на руках его донёс до лежанки, где художник впоследствии скончался. После смерти учителя Гуркин закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и вернулся на Алтай".

3. Алексей Саврасов "Могила на Волге. Окрестности Ярославля", 1874.

Работа знаменитого художника Саврасова также хранится в Художественном музее. Она принадлежит к той серии картин, которую Саврасов написал в Ярославле (“Грачи прилетели”, “Просёлок” и "Могила на Волге"). "Ярославский период был лучшим периодом творчества Саврасова, однако и трагическим периодом для самого художника, потому что в Ярославле у него умирает новорождённая дочь, – поясняет Наталья Царева. – Девочку похоронили на кладбище рядом с Волгой, и Саврасов нарисовал такой рисунок: маленькую могилу и крест. Через несколько лет он вновь вернулся к этому месту и написал уже картину. Но он не пишет могилу дочери, а поступает наоборот: пишет старый покосившийся крест, тучу, как горе, облака, плывущие над могилой и белый парус на Волге, как символ надежды. Однажды эту картину увидел художник Исаак Левитан, который не смог сдержать слёз и расплакался. Под впечатлением в 1984 году он написал свою знаменитую картину "Над вечным покоем".

4. Алексей Боголюбов "Иллюминация Кремля", 1883.

Эта картина ранее не выставлялась в Москве. "Она отражает события коронации Александра III, которая состоялась в 1883 году, – сказала директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева. – В Третьяковке находится работа Василия Сурикова, которая посвящена точно такому же сюжету, но, в отличие от Сурикова, Боголюбов очень детально и точно фиксирует особенности иллюминации стен Кремля".

5. Михаил Нестеров "За Волгой", 1905.

"Картина была приобретена у Нестерова коллекционером Павлом Догадиным в 1916 году после их длительной переписки, – рассказала директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина Ирина Перова. – По замыслу автора, работа должна была стать частью цикла картин, объединённых одним сюжетом. Своего рода "живописный роман", на который его вдохновили книги Павла Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах". В одном из писем к Догадину Нестеров сообщал, что мужская фигура на этой картине написана им с одного из коммерсантов-астраханцев, который ехал с художником по Волге и любезно согласился позировать ему. Есть также предположение, что в женской фигуре, изображённой на этом полотне, Нестеров осуществил образ своей супруги".

Показать комментарии