Кремлёвская ель хочет быть изящной

Репортёр Metro узнала, как проходит кастинг на роль главной новогодней ёлки страны

На наряд ёлки в этом году ушло несколько сотен игрушек и два километра гирлянд. Фото АГН «МОСКВА»
На наряд ёлки в этом году ушло несколько сотен игрушек и два километра гирлянд. Фото АГН «МОСКВА»

Второе попадание
Белое и золотое – в рифму с златоглавыми, белокаменными кремлёвскими храмами. В таком цветовом решении вышла на премьеру главная ёлка страны – новогодняя ёлка Соборной площади. Её торжественно срубили 14 декабря в Щёлковском районе, близ деревни Новопареево. Нижнюю юбку красавицы – 10-метровый размах ветвей – пришлось спрессовать, сузить до 3,4 метра: именно такая ширина позволила ей пройти в Спасские ворота.

Это уже вторая "соборная ёлка" Натальи Гусевой – старшего участкового лесничего Щёлковского учебно-опытного филиала ГКУ МО "Мособллес". Первую, близ деревни Ерёмино в том же районе, она присмотрела в 2018 году. Наверное, у Гусевой есть такой дар – видеть деревья, обладающие государственной амбицией. Не станет ли она главным кастинг-директором державных ёлок?

И это не фигура речи: ёлки действительно проходят жёсткий отбор – куда более жёсткий, чем модели или актрисы.

 

В поисках примы
Ёлку "ловят" лесничие, вертолётчики и даже космонавты. Приму начинают разыскивать, как правило, весной или в начале лета. Тогда круг "подозреваемых" в исключительной красоте деревьев сужают примерно до полусотни. Потом до пяти-семи – и тут уже едут на место комиссии. Державная ёлка должна соответствовать многим параметрам: рост, вес, толщина, размах веток, возраст, качество древесины, симметричность, крепость веток и хвои, наконец. Плюс местоположение: не к каждому месту подойдут автопогрузчики, не повредив другие деревья. И – общее здоровье. Ёлке предстоят неслабые испытания: она должна простоять не меньше трёх недель на Соборной площади с её непростой розой ветров, быть готовой к перепадам температур, на которые так щедр московский климат (минус тридцать легко могут мгновенно поменяться на плюс пять), к ветрам, метелям и снежным, может быть, ураганам, а также выдерживать несколько километров гирлянд и десятки кило игрушек.

Но и всё это может оказаться неважным, если ёлка не обладает тем, что называется "благородство облика". Стройность, строгость, статность, величественность – главное государственное дерево не должно быть просто "смазливой дамочкой". Ищут "породу".

 

Зелёные и голубые
Ёлки на Соборной площади начали ставить с 1996 года по распоряжению президента Ельцина. В досоветское время Соборную украшали елью только дважды, когда Николай II с домочадцами отмечал в Москве Рождество и Новый год. Новогодняя ель (вещь, как ни крути, языческая) 1996 года в окружении Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, а также Ризоположенской церкви и колокольни Ивана Великого играла одновременно и в архаику, и в модерн. Она символизировала новое российское время – новые отношения власти, церкви и народа, союз "государственности" и "демократичности", кремлёвского церемониала и любимейшего семейного праздника.
Подмосковье стало уверенным поставщиком кремлёвской хвои только в 2007 году. В девяностые завозили из Истринского района "недоростков" – 15 метров или чуть выше. С 2001 по 2004 год ставили искусственные ёлки: из-за сильных декабрьских морозов у живых ломались ветки. Потом два года подряд возили ёлки из Великого Устюга, с новоназначенной родины Деда Мороза. Вроде бы красивое культурное мероприятие, но за тысячу километров пути на скорости 40 км в час "красотка" сильно теряла в прелести и свежести.

 

Живое, но искусственное
Столетние "соборные" ёлочки – вряд ли шедевры дикой природы. Они, скорее всего, посажены руками лесников в прошлом, если не в позапрошлом веке.
– 85% лесов в Московской области – это искусственные насаждения, – говорит Елена Казимир, председатель Комитета лесного хозяйства Мособласти. – Деревья в возрасте стареют, болеют, становятся уязвимыми. Самовосстановление леса иногда происходит, но, как правило, в тайге. А в Московской области, с её огромной антропогенной нагрузкой, лесу понадобится на это лет 300–400. При искусственном восстановлении этот срок сокращается в несколько раз.

 

Взлом стандарта
По мнению Елены Казимир, предельный возраст ели в Подмосковье – 120–140 лет. Дальше дерево входит в процесс умирания и уже не выделяет, а поглощает кислород...
– Но я вспоминаю, что одна 120-летняя ель на Соборной всё-таки стояла: шесть лет назад привезли "ветераншу" из-под Истры, не самую высокую, зато с толстенным 80-сантиметровым стволом. Или вот в 2011 году явилась волоколамская "гренадерша" – аж в 34 с половиной метра, диаметр ствола – 76 см.
Разумеется, на Соборную всегда попадали отменные красавицы – как и прежде, в постсталинские времена, оказывались они в Кремлёвском дворце съездов, а до того – в Доме Союзов, где и проходили – с печальной памяти 1937 года – главные государственные новогодья. Сложился канон. Ёлка должна быть (плюс-минус) 30-метрового роста, возрастом – около столетия, иметь в диаметре 60–70 сантиметров. И конечно, раскидистую нижнюю юбку-кринолин с не меньше чем 10 метрами по нижнему краю. Хотя лучше, конечно, с 12.
Но каноны на то и даны, чтобы их нарушать.

 

Облегчение участи
Судя по последним "ёлочным показателям", эпоха больших форм завершается. "Метрические сводки" последних лет сообщают: "соборные" ёлки становятся всё моложе, ниже и, соответственно, компактнее. Совсем недавно красоту искали в тяжеловесной мощи и солидности, теперь – в изяществе, лёгкости, элегантности.
Да, кто-то скажет, что главная ёлка страны мельчает. Но можно и по-другому: не мельчает, а стремительно молодеет. Всего-то 90 лет – против прежних 120, всего-то 28 метров – против 34, а какая талия! Рюмка, а не талия, а ещё хвоя, и цвет, и крепость ветвей.

Правда, что ли, "побеждает молодость"?

Показать комментарии