Москвичам рассказали, как шла реставрация кинотеатра "Художественный"

После семилетней паузы кинотеатр получил новую жизнь

 Как отмечают эксперты, сложнее всего было восстановить шехтелевский цвет фасада. Фото AFP
Как отмечают эксперты, сложнее всего было восстановить шехтелевский цвет фасада. Фото AFP
Электро-театр "Художественный" вновь принимает поклонников кинематографа после длительной паузы, длившейся 7 лет. 9 апреля в нём показали фильмы, номинированные на премию "Оскар", а также другие киноленты. О том, как проходила реставрация легендарного кинотеатра, специалисты рассказали порталу mos.ru.
 
Реставрация старинного здания началась в 2019 году. В ходе работ памятнику истории и культуры был возвращен исторический облик - главный фасад был воссоздан по оригинальным чертежам архитектора Федора Шехтеля. Теперь его снова украшают белые колонны и барельефы в античном стиле. Вернулась и надпись "Художественный электро-театръ".
 
По словам главного инженера проекта реставрации, руководителя архитектурной мастерской "Фаросъ" Дениса Писарева, в ходе работ были сняты все слои краски и штукатурки на фасаде. В результате специалисты дошли до того варианта, который существовал при Шехтеле.
 
- В частности, нашли основу из терразита – естественного цемента с добавлением кусочков слюды и кварца. У нас не осталось никаких сомнений, что нужно восстановить все как было. Мы изготовили такой же терразит. Фасадные барельефы воссоздали из гипса, а не из полиуретана, который прочнее, потому что Шехтель использовал именно гипс. Даже кирпич клали на раствор, максимально похожий по составу на тот, что существовал в ту эпоху, - поделился Писарев.
 
Как отмечают эксперты, сложнее всего было восстановить шехтелевский цвет фасада. Для этого приходилось смешивать разные оттенки, а затем ждать химической реакции 20 дней. Лишь после этого получившийся цвет сравнивали с описанной в расходных книгах строительной бригады знаменитого архитектора. Получить нужный оттенок в итоге удалось. Тем не менее, итоговая версия немного отличается от той, которую видели горожане эпохи Шехтеля. Как отмечают специалисты, краска должна среагировать на внешние факторы - например, солнечный свет. Когда фасад выгорит, то цвет станет натуральным.
 
Также в рамках реставрации восстановили и модернизировали большой зрительный зал с ложами и балконом. Также на свое законное место вернулся оконный витраж, который в советское время был заменён на пластиковое окно. Перед витражом установили фонтан.
 
- Фонтан был отмечен на исходном чертеже Федора Шехтеля, правда, без каких-либо уточнений: полукруг и надпись “Фонтан”. Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана, - рассказал Денис Писарев.
 
Поскольку оригинальная версия фонтана была утеряна, поэтому специалисты придумали свою инсталляцию на тему воды. Вернули и другую задумку архитектора - оранжерею. Раньше здесь были пальмы, а сейчас москвичи могут полюбоваться горшками с живыми цветами и тематическими панно с деревьями, расположенными вдоль стен фойе. Элементы съёмные, при необходимости их можно заменить на афиши или фотографии актеров. Не забыли специалисты и про лестницу, ведущую в северное фойе. Изначально она была спроектирована Шехтелем, однако от оригинала остались только две ступеньки.
 
- Остальные мы перебрали, скомпоновали. Но в целом дизайн лестницы остался прежним. Деревянный поручень тоже изготовлен по проекту Шехтеля. Мы взяли аналогичный из дома на Большой Садовой, где жил архитектор, и сделали реплику, - добавил Денис Писарев.

Кстати, теперь в северное фойе можно попасть и с улицы. Таким образом, попасть в "Художественный" могут не только посетители киносеансов, но и те, кто хочет посидеть в историческом месте за чашечкой кофе.


Кинотеатр "Художественный" был открыт в 1909 году. Однако уже 3 года было принято решение перестроить здание по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля. Был изменен фасад здания, увеличена вместимость кинотеатра - с 400 до 900 зрителей. По словам специалистов, реставрация заканчивается там, где начинается фантазия. Как отмечается на официальном сайте мэра и Правительства Москвы, работы в "Художественном" проводили, опираясь не на фантазию, а на мастерство и понимание идей гениального зодчего.

Показать комментарии