Музейный троллейбус останется в Москве навсегда

Metro рассказывает историю единственного оставшегося маршрута "Т"

Пока по музейному маршруту ездят троллейбусы СВАРЗ-МАЗ. Фото Василий Кузьмичёнок
Пока по музейному маршруту ездят троллейбусы СВАРЗ-МАЗ. Фото Василий Кузьмичёнок
Схема кольцевого троллейбусного маршрута «Т». Фото "Metro"
Схема кольцевого троллейбусного маршрута «Т». Фото "Metro"
Башня Казанского вокзала. Фото Василий Кузьмичёнок
Башня Казанского вокзала. Фото Василий Кузьмичёнок
Первый московский вокзал. Фото Василий Кузьмичёнок
Первый московский вокзал. Фото Василий Кузьмичёнок
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. Фото Василий Кузьмичёнок
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. Фото Василий Кузьмичёнок
Богоявленский собор в Елохове. Фото Василий Кузьмичёнок
Богоявленский собор в Елохове. Фото Василий Кузьмичёнок
Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. Фото Василий Кузьмичёнок
Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. Фото Василий Кузьмичёнок

Metro узнало у москвоведа Филиппа Смирнова историю единственного оставшегося в столице троллейбусного маршрута "Т" и поговорило с его первыми пассажирами.

С 8:30 до 20:00 от остановки "Новорязанская улица" в сторону площади трёх вокзалов  каждые 10–20 минут отправляется современный "рогатый" транспорт. Пока на кольцевом маршруте, который в знак уважения к этому виду транспорта останется в городе навсегда, работает два  низкопольных троллейбуса.

"В дальнейшем планируется, что на маршрут выйдут ретротроллейбусы", – говорится на сайте "Мосгортранса".

Троллейбус называется музейным ещё и потому, что специалисты Музея транспорта Москвы, который скоро откроется на Новорязанской улице, будут отвечать за то, чтобы поездки на ретротроллейбусах были интересными и познавательными.

Эксперименты в парке
Тем, кто не живёт по пути следования "вечного" троллейбуса, удобнее всего сесть на него на остановке рядом  со станцией метро "Комсомольская". Но, чтобы поездка началась с погружения в историю этого вида транспорта, лучше пройти минут восемь до остановки "2-й троллейбусный парк" и сначала осмотреть здания, построенные в 1910-х годах для размещения там Рязанского трамвайного депо. Название оно переняло у Рязанского вокзала – такое имя до 1894 года носил Казанский вокзал. Когда трамваи из этой части города убрали, в зданиях разместился 2-й троллейбусный парк, рассказал Metro заместитель председателя комиссии по культуре и историческому наследию Общественной палаты города Москвы, главный редактор журнала "Московское наследие", историк Москвы Филипп Смирнов.

– Парк был сформирован как своего рода экспериментальная площадка для внедрения различных видов троллейбусов на улицах Москвы. Когда появлялась новая "машина", она сначала должна была пройти обкатку в этом парке на одном из маршрутов, например на 24-м. Это касалось и двухэтажного троллейбуса, и грузовых троллейбусов во время войны, и сочленённого. И из этого парка на проспект Мира выезжали зелёные с бежевым выставочные троллейбусы "В", доставлявшие людей в отдалённые уголки огромной территории ВДНХ.

Редкие пассажиры
В будний день утром на музейном маршруте почти нет людей. Проделав два круга в качестве единственных пассажиров, мы с фотографом Васей шутим, что здесь можно устраивать фотосессии и свидания. Но вот на Новорязанской улице в троллейбус быстро заходит пожилая женщина в очках с большими стёклами и присаживается у окна. Она представляется Наталией Казимировной и рассказывает, что "выросла с троллейбусами":

– Я долго жила в доме на Новорязанской лице, а сейчас еду к метро от родственницы. Когда-то ночью троллейбусы стояли вдоль улицы – в парке было мало места. И в непогоду, когда дождик или снег, мы с друзьями аккуратненько открывали двери и забирались в троллейбусы. Немного жалко, что их сейчас сняли. Мы очень радовались, что этот маршрут оставили.

А вот курьер Евгений не сразу понял, что попал в музейную "машину". Молодой человек только от нас узнал, что больше троллейбусов в Москве не осталось:

– Я просто посмотрел через приложение, и этот мне подошёл: нужно проехать четыре остановки. Печалька, конечно, но изменения понятны. Может быть, детям покажу этот троллейбус, если они у меня будут.

"Музейный маршрут – аттракцион, который неслучайно проложили в этой части города".
Филипп Смирнов, историк Москвы

20 минут занимает целиком поездка на троллейбусе "Т", где действуют те же тарифы, что и на других видах наземного транспорта.


Пять объектов маршрута "Т"

По просьбе Metro историк Москвы Филипп Смирнов рассказал, на что обратить внимание из окна в поездке по новому маршруту.

Башня Казанского вокзала
Творение Алексея Щусева похоже на архитектурный символ Казани – башню Сююмбике.

Первый московский вокзал
В середине 19-го века по проекту Константина Тона (он же автор храма Христа Спасителя) построено здание Ленинградского вокзала.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе
Эта церковь у подъездных путей Казанского вокзала осталась от поселения, включённого в состав Москвы в 1806 году.

Богоявленский собор в Елохове
Это кафедральный собор долгое время был главным в Москве. В 1845 году он построен на месте  церкви, где крестили А. С. Пушкина.

Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице
В режиме спутника в навигаторе  видно, что дом № 27 1920-х годов постройки имеет форму полукруга – для проезда машин без задней передачи

Показать комментарии