Новости

Оргпреступность из лихих 90-х уже не вернётся: с кем теперь сражаются правоохранители

15 ноября - день создания подразделений по борьбе с ОПГ
Оргпреступность из лихих 90-х уже не вернётся: с кем теперь сражаются правоохранители
Апрель 1995 года, окрестности г. Грозный. Сотрудники СОБР ГУОП МВД РФ после выполнения служебной задачи. Фото Александр К.
Апрель 1995 года, окрестности г. Грозный. Сотрудники СОБР ГУОП МВД РФ после выполнения служебной задачи. Фото Александр К.
Сотрудники СОБРА ГУОП МВД РФ при выполнении служебной задачи. Фото предоставлено Центральным музеем МВД РФ
Сотрудники СОБРА ГУОП МВД РФ при выполнении служебной задачи. Фото предоставлено Центральным музеем МВД РФ
Сотрудники СОБРА ГУОП МВД РФ при выполнении служебной задачи. Фото предоставлено Центральным музеем МВД РФ
Сотрудники СОБРА ГУОП МВД РФ при выполнении служебной задачи. Фото предоставлено Центральным музеем МВД РФ
Апрель 1995 года, окрестности г. Грозный. Сотрудники СОБР ГУОП МВД РФ после выполнения служебной задачи. Фото Александр К.1/5

30 лет назад, 15 ноября 1988 года, приказом МВД СССР был подписан указ о создании спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Репортёр Metro выяснил, каких успехов добились борцы с оргпреступностью в столичном регионе и кого стоит остерегаться в настоящее время.

В марте 2017 года глава столичной полиции Олег Баранов на одном из совещаний озвучил опасный криминальный тренд, набирающий силу в городе: общий уровень преступности снижается, но гангстеры снова начали сбиваться в организованные преступные группировки (ОПГ), словно возвращаются лихие 90-е годы. В качестве основных причин для этого были названы просчёты прежнего руководства столичного ГУ МВД, возвращение из колоний отсидевших своё бандитов и общая экономическая ситуация в России, которая гонит в Москву в том числе и региональный криминал. Баранов распорядился разгромить ОПГ в Москве до осени 2017 года.

С поставленной задачей в целом справились
– Такой тренд действительно имел место быть, и глупо отрицать, что сейчас ситуация стала лучше, – рассказал Metro экс-сотрудник столичного главка МВД на условиях анонимности. – Только правильнее говорить, что как в Москве, так и по России сейчас больше ведётся борьба всё-таки не с традиционными ОПГ, а с небольшими преступными сообществами. Чем они отличаются от традиционных ОПГ? У этих сообществ нет никакой идеи, люди вообще ничем не объединены, кроме жажды лёгкой наживы. Так вот успехи в борьбе с этими сообществами определённо есть. Условно говоря, в тех районах Москвы, где было 20 таких сообществ, осталось десять. Где было десять – осталось лишь пять. И это потрясающий результат, говорю вам без всяких преувеличений. Ещё отдельным пунктом отмечу, что столичной полицией за последние пару лет была пресечена деятельность очень многих грузинских воров в законе. Сейчас их в Москве практически не осталось.

Успехи столичной полиции в борьбе с преступными сообществами признаёт и первый начальник Шестого главного управления МВД СССР по борьбе с ОПГ, коррупцией и наркобизнесом Александр Гуров, возглавлявший ведомство с 1988 по 1991 год. Но за некоторые операции, по его мнению, поощрять определённо не стоит.

– Возьмём задержание банды ГТА, известнейшая операция, – сказал Metro Гуров. – Я нисколько не сомневался, что их задержат. Но их не задерживали очень долго. И было упущено много времени. Если преступление длится несколько лет, то даже в случае успешного задержания можно только горевать и плакать от того, что нет профессионализма. А непрофессионализм появился как минимум по двум причинам. Первая – сейчас по всей стране ликвидируются кафедры криминологии, где молодые специалисты получают первичные знания о том, что такое вообще преступность. И вторая – борьбу с оргпреступностью практически растащили на мелкие кусочки, нет единого узла с единым подчинением.

Официальная статистика от МВД России
• С 2000 года органами внутренних дел раскрыто 354 412 преступлений, совершённых в составе организованной группы или преступного сообщества.
• Установлено 174 358 лиц, совершивших преступления в составе преступного сообщества.
• Сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 4892 преступления, квалифицированных статьёй 209 УК РФ (Бандитизм).
• По статье 210 УК РФ (Организация преступного сообщества) раскрыто 2335 преступлений.

Единой структуры нет
Все подразделения по борьбе с оргпреступностью в МВД РФ ликвидировали в октябре 2008 года под предлогом, что они стали коррумпированны и неэффективны. Вместо них появилось Главное управление по противодействию экстремизму МВД Российской Федерации.

– Я считаю, что ликвидация этих структур – большая ошибка, – подчеркнул в разговоре с Metro бывший опер столичного РУБОПа (регионального отделения по борьбе с оргпреступностью. – прим. ред.) Михаил Игнатов. – Экстремизм – очень размытое понятие. Экстремистом может быть любой. Вот вышли три человека, выдвинули какой-то лозунг, это уже экстремизм. Это не организованная преступность. Абсолютно нет. Это разные вещи, их не надо путать.

Игнатов подчеркнул, что ошибкой было и закрытие в 2001 году столичного ЦРУБОП, которому подчинялись 10 близлежащих к Москве областей. По его мнению, это подразделение совместно с милицейским спецназом (СОБР) проводило очень успешные операции.

– Пример по освобождению заложника могу привести, где было задержано человек, наверное, 12, – сказал Игнатов. – Заложник был известный, похитили израильского мальчика Ади Шарона. Мы его освободили в 2000 году своими силами, без поддержки СОБРа. В ходе операции была пресечена деятельность чеченской организованной преступной группировки. Помощь нам оказывали в том числе представители одной из мелких славянских ОПГ. Это была очень длительная кропотливая работа, которая увенчалась успехом. Это было первый раз в истории, когда заложника освободили после 10 месяцев в плену. Нами была пресечена деятельность очень многих воров в законе, которые были привлечены за те или иные преступления к уголовной ответственности. В частности, тот же Шакро Молодой. Наши сотрудники внедрялись в организованные группировки, закреплялись, получали информацию очень серьёзную, что позволило пресечь действия той же Коптевской ОПГ. Мы их очень серьёзно перетрясли. Получилось разобщить Ореховскую ОПГ и привлечь очень большое количество активных участников к уголовной ответственности. По Солнцевской ОПГ работали очень плотно. Долгое время ни одного лидера Солнцевской группировки в России вообще не было.

У преступного мира поменялось лицо
Сейчас в Москве на смену бандам из лихих 90-х пришли не только мелкие преступные сообщества, но и так называемые этнические преступные группировки. Это специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному признаку, то есть объединяющие в своём составе лиц одной или нескольких родственных национальностей. Этническую принадлежность группировки, как правило, определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение. Правоохранители, с которыми удалось пообщаться репортёру Metro, самыми опасными считают группировки из Чечни, Дагестана и Ингушетии.

– Этнические группировки жестокие, очень непредсказуемые, – подчеркнул Игнатов. – Их ещё называют беспредельщиками. Они приехали из своего региона, совершили убийство и уехали. И ищи их там потом где-то в аулах, понимаешь. Да не найдёшь ты их никого там уже. Вернее, найдёшь, но тебе их никто не отдаст.

В качестве яркого примера атаки этнической группировки правоохранители называют события на Матвеевском рынке в июле 2013 года. Тогда полицейские приехали задержать работника рынка Магомеда Магомедова, которого подозревали в изнасиловании несовершеннолетней девочки. При задержании на них набросилась группа дагестанцев, которые попытались отбить своего соотечественника. В результате один из полицейских получил удар кастетом по голове и попал в реанимацию. В мае 2014 года Магомедова лишили свободы на 14 лет.

Ещё один очень серьёзный враг для московской полиции сейчас – китайская триада. Это тоже одно из ответвлений этнической преступности.

– Триада – это форма тайных преступных организаций в Китае. Это исключительно этническое явление, – отметил экс-сотрудник столичного главка МВД, пожелавший остаться анонимным. – Её членом может стать только китаец, люди со стороны членами банды быть не могут. Этничность триад серьёзно затрудняет работу российским правоохранителям, которые не могут внедрить в группировку своего человека. Претендующий на вступление в триаду должен получить рекомендации как минимум четырёх её членов, а также одного из руководителей банды. Поручившиеся за новичка мафиози в дальнейшем отвечают за него головой. При этом большинство членов группировок ведут аскетический образ жизни и тщательно соблюдают традиции. Члены триад предпочитают не выносить сор из избы и решать конфликты внутри диаспоры. Более того, одна триада может распадаться на несколько ячеек и рядовые члены этой ячейки не знают своих руководителей. Поэтому выдать своих боссов бандиты не могут. Во многом деятельность триад в Москве строится вокруг торговли китайскими товарами народного потребления. Как правило, это сомнительного качества подделки мировых брендов: бытовая техника, электроника, дешёвая одежда. Члены триады предоставляют торговцам "крышу" в обмен на долю от выручки.

В борьбе с оргпреступностью есть граница
Опрошенные Metro бывшие и нынешние правоохранители отмечают, что борьба с этническими группировками – это сражение с оргпреступностью на низком или среднем уровне. Но существует ещё и высокий уровень, так называемая преступность беловоротничкового типа.

– Это, одним словом, преступники, которые не занимаются убийствами, – пояснил Metro Гуров. – Оргпреступность постепенно уходит от грубых методов, они ей больше не нужны. Ей нужно получать сверхприбыль в реальном секторе бизнеса. Она всё больше и больше будет пробиваться во власть. В Думу, в любую структуру ради своей безопасности и ради того, чтобы обогатиться. А ещё есть система удовольствий, проституция. Она её будет контролировать и курировать. И бороться с "белыми воротничками" очень сложно.

На вопрос репортёра Metro, в чём именно заключается главная сложность, оперативники отвечают просто.

– Некоторых из них не берут, потому что нет доказательств, – отметил Игнатов. – С некоторыми просто не хотят связываться, потому что прекрасно понимают, кто за ними стоит. Никто не хочет рисковать или сменить должность оперативника на "должность" заключённого.

Убийства криминальных лидеров, которые не раскрыты
Убийство Тимофеева
Главаря Ореховской преступной группировки Сергея Тимофеева по кличке Сильвестр убили 13 сентября 1994-го в центре Москвы. Киллер прикрепил к его автомобилю взрывное устройство, сработавшее в тот момент, когда криминальный авторитет садился в салон.
Убийство Иванькова
Покушение на криминального авторитета Вячеслава Иванькова по кличке Япончик произошло 28 июля 2009-го. Киллер открыл огонь, когда Иваньков выходил из столичного ресторана.
Убийство Аслана Усояна (Дед Хасан)
Одного из самых влиятельных преступных авторитетов страны убили 6 января 2013-го в Москве. Утром вор в законе приехал в ресторан и прямо на входе получил пулю из снайперской винтовки