В московском метро спрятались храмы

Многие станции оформлялись бывшим иконописцем

Кадки с пальмами были установлены между колоннами станции. Их убрали в довоенное время, когда сотрудники метро поняли, что растения чахнут от недостатка света. Фото twitter.com/opassengers
Кадки с пальмами были установлены между колоннами станции. Их убрали в довоенное время, когда сотрудники метро поняли, что растения чахнут от недостатка света. Фото twitter.com/opassengers
"Цветочные" колонны стоят вдоль платформ станции. Фото Василий Кузьмичёнок
"Цветочные" колонны стоят вдоль платформ станции. Фото Василий Кузьмичёнок
"Цветочные" колонны стоят вдоль платформ станции. Фото Василий Кузьмичёнок
"Цветочные" колонны стоят вдоль платформ станции. Фото Василий Кузьмичёнок
В "медальоне" витража Корин разместил сидящего за столом географа. Фото Василий Кузьмичёнок
В "медальоне" витража Корин разместил сидящего за столом географа. Фото Василий Кузьмичёнок
В "медальоне" витража слева можно найти пианиста. Фото Василий Кузьмичёнок
В "медальоне" витража слева можно найти пианиста. Фото Василий Кузьмичёнок
Князь Александр Невский. Фото Василий Кузьмичёнок
Князь Александр Невский. Фото Василий Кузьмичёнок
Князь Дмитрий Донской, Александр Пересвет и Андрей Ослябя перед Куликовской битвой. Фото Василий Кузьмичёнок
Князь Дмитрий Донской, Александр Пересвет и Андрей Ослябя перед Куликовской битвой. Фото Василий Кузьмичёнок

Большинство станций метро строились во времена СССР, но это не мешало советским архитекторам и художникам внедрять в них элементы забытых в то время русских святынь и древних заморских храмов. Вместе с аккредитованным гидом метрополитена Татьяной Ефремовой корреспондент Metro подготовила для своих читателей новую экскурсию по московской подземке

"Новослободская"

“Новослободскую” открыли в 1952 г. Её оформлением занимались архитекторы Алексей Душкин и Александр Стрелков, которые в качестве опоры станции использовали массивные невысокие столбы. Центр каждого из таких столбов они решили декорировать витражными панно, прибегнув к эскизам художника и бывшего иконописца Павла Корина. В СССР изготовлением витражей никто не занимался, поэтому  архитекторы позаимствовали стёкла у Чехословакии, где процветало производство цветных стёкол для католических храмов, и сложили из них геометрические рисунки и пятиконечные звёзды. На торцевой стене зала станции Душкин и Стрелков установили мозаичное панно "Мир во всём мире", на котором женщина держит на руках младенца, чем напоминает Божью Матерь с Иисусом Христом. Также, обращаясь к теме труда советских людей, архитекторы впервые использовали объёмное художественное стекло, из которого составили витражи с изображением советских профессий: музыканта, художника, рабочего, колхозницы. Такие стёкла изготавливались специально для станции в рижских витражных мастерских.

"Комсомольская" (кольцо)

“Комсомольская” (Кольцевая) была открыта в 1952 г. Ключевое место в оформлении станции вновь заняли мозаичные картины по эскизам Павла Корина, который был известен любовью к иконам и картинам на древнерусскую тему. Он вместе с архитекторами Алексеем Щусевым, Виктором Варавиным и Олегом Великорецким разместил на жёлтом потолке 8 панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают национальных героев: Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского и Дмитрия Донского. Кстати, Александр Невский на момент строительства уже был канонизирован. На панно он, как и Дмитрий Донской, держит в своих руках хоругвь с изображением Христа. Уже много лет эта хоругвь мирно соседствует с другим знаменем – с "ликом" Владимира Ленина, которое держат советские солдаты на панно "Взятие Рейхстага". Кроме того, рядом с Дмитрием Донским на переднем плане стоят ещё двое святых – воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, известные из "Повести о Мамаевом побоище".

"Кропоткинская"

“Кропоткинская” открылась в 1935 г. До её появления на месте наземного вестибюля стояла каменная церковь Сошествия Святого Духа, первое упоминание о которой относится к 1493 году. В начале 1933-го она была снесена из-за строительства станции. Над стилем "Кропоткинской" работали советские архитекторы Яков Лихтенберг и Алексей Душкин. "Душкин, отказавшись от подражания популярной в то время греческой архитектуре, обратился к опыту Древнего Египта. Он позаимствовал у луксорского храма Амона лотосообразную форму опор и широкие раструбы, в которых спрятал светильники", – рассказала Татьяна Ефремова. Кроме того, в первые дни работы станции её лестницы украшали кадки с пальмами, которые в сочетании с чертами египетской архитектуры и приглушённым светом создавали эффект путешествия в Древний Египет.

Показать комментарии