В Москве незнакомцы встречаются в кафе, чтобы поговорить о смерти

Посетители Death Cafe общаются на одну из самых сложных тем

Катерина Печуричко проводит в Москве Death Cafe c 2016 года. Фото Василий Кузьмичёнок
Катерина Печуричко проводит в Москве Death Cafe c 2016 года. Фото Василий Кузьмичёнок
Посетители Death Cafe общаются на одну из самых сложных тем. Фото Василий Кузьмичёнок
Посетители Death Cafe общаются на одну из самых сложных тем. Фото Василий Кузьмичёнок

Репортёр Metro побывала на чаепитии Death Cafe в пространстве "Благосфера", где люди неформально обсуждают свой опыт столкновения со смертью.

Улыбчивая женщина кипятит воду в большом термопоте для участников необычного чаепития. Это онкопсихолог Катерина Печуричко. Уже три года она раз в месяц проводит в "Благосфере" встречи по правилам международного проекта Death Cafe.  "Кафе смерти" Катерины не переставало "работать" даже в период самоизоляции.
Поприветствовав двух мужчин, уже бывавших на её встречах, и двух девушек-новичков (одна из них я), Катерина признаётся:
– Я не знала, будут ли люди высказываться онлайн, но мне показалось, что люди себя даже более комфортно чувствовали, потому что ты сидишь дома с любимым пледом, чашкой. Кто-то прямо с постели приходил.  В буквальном смысле: у одной женщины кружилась голова, и она просто лежала.

Личная история
За несколько часов до встречи я узнала, что бабушка  моей близкой подруги умерла в доме престарелых. Я вот-вот должна начать арендовать её квартиру, поэтому известие вызвало мысли, которые озвучивать не принято. Но одно из правил Death Cafe гласит, что участники могут затрагивать любые аспекты  смерти и при этом уважительно относятся к высказываниям друг друга. Преодолевая стеснение, я первая беру слово:

– Я ощущала себя циничным человеком. С одной стороны я подумала: хорошо, что бабушка умерла, ведь она уже долго никого не узнавала и была в глубокой деменции. Но больше меня интересовало, смогу я въехать в эту квартиру или нет.
Никто из участников встречи не прокомментировал мой рассказ. Но и вопросов я им не задавала, подчеркнув, что просто хочу поделиться.

Чужой опыт
Ещё одна участница встречи, хрупкая девушка с короткой стрижкой, рассказала, что не прекращает вести диалог с близким другом, в 33 года умершим от рака мозга, но не может об этом говорить с друзьями, которые избегают  темы смерти.
Совет ей дал психолог из дома престарелых:

– Я работаю в организации, в которой люди уходят чуть ли не ежемесячно. Их надо отпускать, потому что нельзя их держать, ведь тела уже нет.

Дождавшись своей очереди, худощавый мужчина с усиками заметил:

– Эвфемизм "человек уходит" меня каждый раз царапает на наших собраниях. Уж извините, но либо "уходит из жизни", либо умирает. Мне тоже приходится по долгу службы бывать в хосписах, где люди умирают, окочуриваются, дают дуба, склеивают ласты и... уходят из жизни.

После встречи
Поздно вечером я написала подруге, чтобы узнать, как она.

"Агент приехала. Этот выбор гроба, постели, подушки и т. д. просто сюр. Но лучше уж так, по-деловому, чем неискреннее сочувствие, – ответила подруга и пошутила: –  Тоже ивент-индустрия".

И меня переполнила благодарность за возможность спокойно обсуждать тему смерти. Теперь я знаю, что не у всех она есть, хотя потребность рано или поздно возникает у каждого.

"Тема смерти сложная, поэтому мы её запиваем чаем, кофе, заедаем сладким. Я призываю быть бережными друг к другу".
Катерина Печуричко, организатор Death Cafe в "Благосфере"

Как узнать о встрече
В закрытой группе в Facebook "Death Cafe Москва" выкладывают анонсы чаепитий в разных местах Москвы. Помимо "Благосферы" они регулярно проходят в Некрасовской библиотеке.

Показать комментарии