100-летию автора телебашни и Английского моста посвятили выставку

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения выдающегося архитектора Владимира Васильковского. Цикл юбилейных мероприятий завершила выставка в Академии Штиглица

Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В педагогике мастер нередко обращался к метафорам, например, называл вазу рыбой с хвостом и головой. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В педагогике мастер нередко обращался к метафорам, например, называл вазу рыбой с хвостом и головой. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Графики Васильковского по воспоминаниям 30-х годов. Все работы созданы по памяти. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Графики Васильковского по воспоминаниям 30-х годов. Все работы созданы по памяти. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В педагогике мастер нередко обращался к метафорам, например, называл вазу рыбой с хвостом и головой.. Фото Святослав Акимов, "Metro"
В педагогике мастер нередко обращался к метафорам, например, называл вазу рыбой с хвостом и головой.. Фото Святослав Акимов, "Metro"
16 июня исполнилось 200 лет со дня рождения Владимира Васильковского. Фото Святослав Акимов, "Metro"
16 июня исполнилось 200 лет со дня рождения Владимира Васильковского. Фото Святослав Акимов, "Metro"
16 июня исполнилось 200 лет со дня рождения Владимира Васильковского. Фото Святослав Акимов, "Metro"
16 июня исполнилось 200 лет со дня рождения Владимира Васильковского. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Советский и российский архитектор был основоположником новой керамики в России.   

Красногвардейский мост – популярная локация у российских кинематографистов. Переправа через канал Грибоедова, к примеру, нередко фигурирует в фильмах по мотивам произведений Пушкина и Достоевского. Между тем, мост, по которому на экране гуляют герои из прошлых эпох, был построен во второй половине XX века архитектором Владимиром Васильковским. В 2021 году Северная столица отмечает его 100-летний юбилей. По этому случаю в музее Академии Штиглица открылась новая выставка.    

– Здесь 26 экспонатов. Выставка состоит из трёх частей: это работы самого именинника, его близких учеников, потом ставших друзьями, и работы преподавателей кафедры, которые застали его, – рассказывает Metro заведующий кафедрой художественной керамики и стекла Сергей Сухарев. – Владимир Сергеевич был потрясающим человеком, художником и архитектором!
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Архитектор, художник, новатор   

Владимир Васильковский был выдающимся советским и российским архитектором. Он спроектировал многие знаковые объекты в Петербурге. Среди них Египетский и Английский мосты через реку Фонтанку, техническое сооружение для Ушаковского моста, которое теперь служит часовней иконы Божией матери "Всецарица". За созданием телебашни также стоит Васильковский. Она была построена в 1962 году.

Однако в стенах музея представлены не фото и проекты зданий и сооружений, а вазы и полотна с декоративной росписью. Почти 50 лет своей жизни Васильковский посвятил работе на кафедре керамики и стал основоположником нового течения в искусстве.  

– Он пришёл в тогда ещё Мухинское училище в 1961 году, уже в таком зрелом возрасте, но это не помешало ему стать крупным керамистом и сделать прорыв, – вспоминает доцент кафедры художественной керамики и стекла академии, а в прошлом ученица Васильковского Юлия Гусарова. – Он открыл новый взгляд на керамику, когда к ней стали относиться не просто, как к способу изготовления традиционной посуды, а как к искусству, равному живописи, графике и скульптуре.
Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Владимир Васильковский поменял отношение к керамике, призывая своих учеников творить высокое искусство.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Английский джентльмен

На собственном примере Владимир Васильковский демонстрировал такой подход. Маэстро был не только талантлив, но и трудолюбив. Своей любовью к делу он заражал учеников. С самого утра он корпел в гончарной мастерской. На глазах студентов создавались настоящие шедевры.

– Он мог приехать в академию в 7 утра и на протяжении двух часов работать в тишине, пока никого нет. За это время он успевал сделать столько, сколько другие делают за день. А потом ещё шёл преподавать, – продолжает Юлия Гусарова. – Это был пример для подражания! Несмотря на то что он работал с глиной, он всегда был чисто, аккуратно, красиво, элегантно и неброско одет. Такой петербуржец, ленинградец в твидовом пиджаке. Немножко даже английский джентльмен.
Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города.

Владимир Васильковский обожал Петербург и был настоящим знатоком истории родного города.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Остроумный учитель 

Оригинальностью отличалась и его манера преподавать. Во время занятий мастер не скупился на метафоры. 

– Ваза подобна селёдке, должна иметь три части: хвост, тулово и голово. Это его фраза. Острота образов выделяла его среди других преподавателей, – объясняет собеседница Metro.

А ещё он отличался неимоверной любовью к родному Петербургу. 

– Когда он видел какие-то не очень удачные эскизы, то возмущенно говорил: "Ну, как можно так не любить рисовать Петербург? Это же красиво!" – делится Гусарова.  
Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад.

Красногвардейский мост можно увидеть в исторических фильмах, хотя он был спроектирован Васильковским всего несколько десятилетий назад.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Архитектор с большой буквы 

С этого момента из стен вуза начинают выпускать лучших мастеров страны. И по сей день существует понятие "ленинградская керамика". Изделия, созданные петербургскими мастерами, имеют свое особое очарование. 

– Васильковский совершенно не признавал чего-то простого, проходного и стандартного. Открыточные виды Петербурга, например, его совершенно не устраивали! И мы студенты тоже не имели права снижать планку, – говорит собеседница Metro. – И сегодня работы петербургских керамистов совершенно отличаются от других, даже московских.

Выставка в музее Академии Штиглица завершает цикл юбилейных мероприятий, посвящённых великому архитектору. Познакомиться с работами Владимира Васильковского можно до 15 января. Вход свободный.     

Показать комментарии