Бактерии и паутина становятся искусством: петербуржцам объясняют, что такое био-арт

Увидеть уникальные объекты можно до конца недели.

Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно. Фото Святослав Акимов.

Новая петербургская галерея AIR (это на Биржевой линии, 16) до 21 февраля проводит выставку работ студентов ИТМО. Это уникальные экспонаты, выполненные в "технике" био-арт.

Это суперактуальное направление в искусстве соединяет биологические материалы и художественные практики.Био-арт "изобрёл" бразильско-американский художник Эдуардо Кац в конце 90-х. Именно он стал автором самого скандального био-арт-произведения – флуорисцентного кролика: в оплодотворённуй яйцклетку Кац ввёл ген медузы, и получил в итоге светящегося ярко-зелёным цветом малыша Альба.

Что чувствует паук?

Спор о том, насколько допустимо использовать живые организмы ради искусства, "начатый" кацевским кроликом Альба, решают и студенты петербургского ИТМО, которые отважились на эсперименты с живыми и неживыми материалами. Все авторы учатся на магистратуре Art&Sciense. Они работают с насекомыми и шелком, исследуют применение ДНК для арт-проектов и размышляют, как говорить про естественнонаучные процессы на языке искусства.

– Участники выставки прошли две мастерские по биологическому искусству – био-арту, и теперь демонстрируют промежуточные результаты своего обучения. И один из самых важных вопросов, которые они ставят перед собой – насколько этично использовать живые материалы в художественных работах, – рассказывает Metro Христина Отс, куратор галереи AIR. – Работать с живыми материалами очень сложно, и очень сложно их выставлять – те же бактерии можно убить неправильной температурой, а ведь в био-арте используют и рыбок, и собак... К примеру, вот эта работа называется "Живой труд": это сфера из паутины специальных пауков, которыми занимается одна из лабораторий университета.

Сфера пульсирует и, действительно, выглядит живой. Художники спрашивают себя (ну, и зрителя, конечно, тоже), можно или нет использовать пауков для создания предмета искусства – и что происходит с ними, когда у них отнимают материал, из которого они строят дома и который они используют, чтобы добыть себе питание?

– Да, эти пауки работают в биохимической лаборатории ИТМО. Они довольно большие, вот, наверное, с ладонь, – объясняет Metro "на пальцах" Анна Каплан, которая тоже создавала "Живой труд". – На самом деле наши учёные сейчас исследуют, как можно использовать их паутину в медицине: она гипоаллергенна и очень прочна. На паутину накладывают оксид железа и придают ей магнитные свойства: так паутиной можно управлять внутри человеческого организма, регенирировать кожу и внутренние ткани... Нам стало интересно: это – эксплуатация пауков или межвидовое сотрудничество. 

Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.

Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.

Святослав Акимов.

Фото:

"Полчаса на солнце"

Приблизительно такими же идеями руководствуются и Наталья Малинина, создавшая "Мышь без кожи". Чашка Петри, силуэт лабораторной мыши, железные скобы – довольно простой, но очень сильный образ: единственное, что защищает животное – это его кожа. Здесь она её лишена.

Био-арт решает не только этические вопросы, он ещё очень часто обращается к футуристическим проблемам. "Десятки лет назад в фильмах показывали летающие машины, но техника пошла по совершенно иному пути развития. У нас же сейчас такого нет, это был футуристический шаблон", – объясняет Христина Отс.

Вопросам будущего посвящён проект куратора выставки Лауры Родригез: Лаура – художница мексиканского происхождения, закончившая ИТМО и ставшая его преподавателем. Она – уже опытный био-артист. В зеркальной комнате выставлена её большая работа, в которой она рассуждает на тему слияния человека и машины. Правда, немного под другим углом: она предлагает соединить человека и растение. Инструкция, как это сделать ("Стоять по 30 минут в день на солнце, чтобы растение прижилось" и так далее), конкретные примеры людей, подселивших растения к себе на кожу – всё есть в инсталляции Родригез. И она настолько "правдоподобна", что забываешь: на самом деле – это художественное высказывание.

Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.

Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.

Святослав Акимов.

Фото:

Из подмышек и влагалища

Использование "материалов" своего собственного тела – это один из самых популярных в био-арте приёмов. Художники рисуют собственным телом, причём в прямом и переносном смысле. И работы такого рода очень часто становятся скандальными: многие не готовы созерцать то, что создано из живых микроорганизмов, "населявших" изначального самого автора. А вот Виктория Гопка с её "Вавилонской башней" совершенно ничего не боится – и именно ей принадлежит самый смелый проект всей выставки.

– Розовый цилиндр-основа "Башни" сделан из агар-агара, его активно используют в кулинарии. На эту питательную среду художница поселила свои собственные бактерии. Откуда? Из подмышек, с коленей, изо рта и из вагины. Это живой объект: если мы посмотрим фотографии с открытия и сегодняшние, то увидим, что объект изменился, поскольку бактерии разможились. "Башня" заключена в две стеклянные колбы – чтобы бактериям ничего не угрожало и чтобы зрители были в абсолютной безопасности, – говорит куратор.

Невидимое видимым делают и София Осбанова с Анной Каплан, авторы "Голема", которого тоже показывают на выставке. Глинянная фигурка стоит на фоне проекции чашки Петри: в ней – грибы и бактерии, взятые из этой самой глины и выращенные в специальных условиях. Такова ещё одна идея био-арта: каждый неживой объект может оказаться живым. Примерно как глиняного Голема.

– Да, мечта оживить мёртвое и заставить работать на себя – это нарциссическая мечта человека. Но фактически  Голем – это не совсем миф. Собственно, это и доказывает этот проект, – говорит Христина Отс. – Можно ли использовать био-арт в городском пространстве? Перенести их туда будет сложно, подобные проекты требуют особенных условий, и даже утилизировать некоторые нужно по специальной технологии. Однако "Голема" или "Живой труд" – вполне реально... Но у нас главная задача – немного иная: через био-арт мы не только задаём философские вопросы, мы популяризуем науку. Понимаете, люди очень часто не знают, что происходит в закрытых лабораториях. Такими проектами мы позволяем горожанами соприкоснуться с наукой, а учёным – рассказать широкой публике о своей работе.

 

Показать комментарии