Чаек и воробьёв в Пулково разгоняют с помощью пушек и ракет

Metro продолжает рубрику о людях редких профессий

На благо пассажиров и лётчиков в Пулково работают сокол и ястребы. Фото Алена Бобрович, "Metro"
На благо пассажиров и лётчиков в Пулково работают сокол и ястребы. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Серебристый шар отпугивает мелких птиц. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Серебристый шар отпугивает мелких птиц. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Серебристый шар отпугивает мелких птиц. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Серебристый шар отпугивает мелких птиц. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Сокол и ястреб в Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Сокол и ястреб в Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
В Пулково. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Птиц разгоняют с помощью специальных ракет. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Птиц разгоняют с помощью специальных ракет. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Газовая пушка работает в автоматическом режиме. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Газовая пушка работает в автоматическом режиме. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Газовая пушка работает в автоматическом режиме. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Газовая пушка работает в автоматическом режиме. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Руководитель группы авиационной орнитологии Андрей Соколов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Руководитель группы авиационной орнитологии Андрей Соколов. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Филин скучает по своим друзьям из Пулково. Фото из личного архива Натальи Беломытцевой, "Metro"
Филин скучает по своим друзьям из Пулково. Фото из личного архива Натальи Беломытцевой, "Metro"

Metro продолжает рассказывать о людях, для которых профессия стала стилем жизни. Сегодняшний репортаж – о жизни сотрудников службы авиационной орнитологии в Пулково и их пернатых помощниках.

Валерий Зиновьев, инженер службы авиационной орнитологии Пулково, едет в машине по взлётно-посадочной полосе аэропорта. Увидев гуляющую по траве ворону, останавливается, открывает окно и стреляет из пиротехнической ракеты в воздух. Ворона улетает. Зиновьев покидает полосу. Сообщает по рации диспетчерам: "Орнитолог полосу освободил. Птиц нет".
Пли!

В Пулково.

В Пулково.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Орнитологическая служба в Пулково появилась почти 30 лет назад. С тех пор специалисты вместе с пернатыми помощниками следят за ситуацией на авиационном перроне: отпугивают чаек, ворон и следят за косяками и клинами перелётных птиц.

– Наша задача – минимизировать вероятность столкновения воздушного судна с птицами, – рассказывает Metro руководитель группы авиационной орнитологии Андрей Соколов. – Миграция птиц продолжается круглогодично, одни сменяют других: самцы – самок, утки – гусей. Сейчас ждём лебедей. С севера к нам летят зяблики, воробьи и свиристели. Чайка в течение года никуда от нас не денется. Вот с ними мы и боремся.

По словам орнитологов, за долгие годы работы ни одна птица не пострадала.

Основным оружием по отпугиванию птиц служит газовая пушка. В автоматическом режиме она создаёт сильные воздушные хлопки, имитируя звуки выстрелов. Другая акустическая система расположена по бокам от взлётно-посадочной полосы, она имитирует крики потревоженных чаек и оружейные залпы. Специалисты используют чучела и блестящие шары, которые отпугивают мелких птиц.

Цитата:
"С соколицей Старухой мы знакомы с её раннего детства, она считает меня и мамой, и папой", - рассказывает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков.

Соколиный глаз

В группе авиационной орнитологии работают четверо пернатых хищников – три ястреба и один сокол.

– Самый действенный способ, который реально отпугивает птиц, – это живой пернатый хищник, – считает сокольник участка хищных птиц Владимир Лыженков. – Ко всему остальному птицы привыкают.

Ястребы и сокол находятся на балансе Пулково. На корм для хищников тратится около 300 тыс. рублей в год.

– Несколько лет назад мы проводили эксперимент, – говорит Владимир Лыженков. – Вместе с ястребами патрулировали территорию Пулковского перрона по периметру. Если обнаруживали скопление птиц, выпускали нашего хищника через окно машины. В общем, на тот момент за полгода в Пулково не было ни одного столкновения самолёта с птицами.

Сокол и ястреб в Пулково.

Сокол и ястреб в Пулково.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Сейчас орнитолог Лыженков чаще других работает со своей соколицей Старухой.

– Ей восемь лет, я её с птенца вырастил, поэтому именно меня птица считает и мамой, и папой, – говорит Владимир. – Слушается беспрекословно. Со Старухой выезжаем на ровное место, я раскручиваю на коротком шнурке имитацию мелкой птицы. Старуха её ловит, за что получает награду – кусок мяса. Сокол поднимается высоко в небо, другие пернатые видят, что опасный хищник охотится, и не приближаются. В результате научили птиц опасаться территории аэропорта. Многие предупреждают своих соплеменников: скажут "кар", и все уже в курсе, что здесь опасно. Естественно, что такие соколиные учения согласовываются с другими службами аэропорта, чтобы не мешать друг другу.

Первым делом – самолёты
•    В группе авиационной орнитологии работают бывшие лётчики и орнитологи.
•    Птицы на лапах переносят икринки, которые попадают в водоёмы и превращаются в кормовую базу. Чтобы не привлекать внимание других птиц, водоёмы на территории Пулково накрывают сеткой.
•    Производители самолётов регулярно проводят испытания, обстреливая только что выпущенные с конвейера самолёты или двигатели тушками куриц.

Филин уволился вместе со своей хозяйкой

До недавнего времени вместе с ястребами и соколом территорию Пулково охранял Филин.

– Его хозяйка Наталья поступила в аспирантуру, уволилась и, соответственно, забрала с собой своего друга, – рассказывает Владимир Лыженков. – Но мы общаемся. Наталья работает в ветеринарной клинике, и мы там лечим и обследуем наших птичек.

Филин скучает по своим друзьям из Пулково.

Филин скучает по своим друзьям из Пулково.

из личного архива Натальи Беломытцевой, "Metro"

Фото:

По словам сотрудников группы авиационной орнитологии, цель их работы – не перестрелять всех птиц, а создать такие условия, чтобы они не прилетали на перрон аэропорта.

 – Потому что если чайка села на поле, то будет сидеть до последнего. И никаким самолётом, даже самым большим, её не спугнёшь, – говорит Валерий Зиновьев. – Конечно, столкновения происходят. Держать ситуацию под контролем на все 100% невозможно, так как птица непредсказуема.

Показать комментарии